ФРЕЙДИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


И наконец, сознательную систему, собственно сознание, Фрейд считал частью психики, охватывающей только очень небольшое содержание и включающей в себя лишь тс ощущения, желания, понятия и мысли, которые осознаются в каждый данный момент времени.

Полагая, что сознание представляет собой «поверхностный слой душевного аппарата», Фрейд считал его «функцией некоей системы, которая пространственно является первой со стороны внешнего мира. Пространственно, впрочем, не только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомического расчленения». Фрейд достаточно четко определил местоположение сознания и пришел к такому пониманию «анатомии мозга», которое локализует сознание в мозговой коре. По Фрейду, система сознания есть «главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия или неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата». При этом Фрейд подчеркивал, что психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединиться к другим его качествам. Этим выводом 3. Фрейд революционным образом реконструировал традиционные психологические представления, заложив таким образом достаточно прочную основу для дальнейших перспективных исследований и разработок в этой области.

Цепь психических систем бессознательное — предсознательное — сознательное, построенная Фрейдом как своеобразная модель психики человека, имела отличительной особенностью то, что эти системы рассматривались не как статические образования, а как динамические структуры, что отражало его постоянное стремление к «динамическому пониманию душевных явлений». С помощью данной модели Фрейд стремился проследить за психодинамикой различных процессов и пытался описать психические акты в целом — от возникновения «первоначальных импульсов» до их реализации в сложных актах человеческого поведения.

В конечном счете, несмотря на довольно значительное количество необоснованных допущений и ошибок, Фрейд все же создал принципиально новую картину неравновесной человеческой психики и сумел доказать ее изначально противоречивый характер, обусловленный диалектическим взаимодействием бессознательной, предсознательной и сознательной систем.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

Согласно учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности — «Оно» — представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» — это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом — принципом удовольствия (наслаждения).

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

Вторая сфера личности — «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Третья сфера личности — «Сверх-Я» («Идеал*Я», «Я-идеал»), согласно Фрейду, возникает на основе «Я» и выступает как продукт культуры, складывающийся из комплекса совести, моральных черт и норм поведения, которые контролируют действия «Я» и предписывают ему моральные образцы подражания и деятельности в контексте высших социальных чувств.

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода — взаимоотношение «Оно» и «Я» — описывалось Фрейдом следующим образом: «Большое функциональное значение «Я» выражается в том, что при нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к «Оно» «Я» подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, «Я» же — силами заимствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и «Я» превращает обыкновенно волю «Оно» в действие, как будто это было бы его собственной волей».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных» бессознательных устремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которой может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией личности свои многообразные концепции и гипотезы. Примером этому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые (если исходить из внутренней логики психоаналитического учения) действительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

По Фрейду, источником творческой деятельности личности является психоличностный конфликт, в процессе протекания которого главенствующую роль играют бессознательные силы «Оно», мотивирующие творческую деятельность.

Понимание конфликта как источника творчества обусловило то обстоятельство, что в теории личности Фрейда творчество предстает как один из способов разрядки психических конфликтов и напряжений, функциональное преобразование которых обеспечивается одним из важнейших «защитных механизмов» «Я» — сублимацией. По Фрейду, в результате сублимации бессознательные, сексуально окрашенные подавленные, неудовлетворенные влечения и психические напряжения получают свое выражение в разнообразных творческих актах личности.

В общем, наличие определенной связи между сексуальностью и творчеством отмечалось многими исследователями. В этом плане позиция Фрейда отличалась от позиции других ученых главным образом абсолютизацией и фетишизацией этой связи. Вмсстс с тем следует отметить, что исследование Фрейдом вопроса о связи творчества и невроза позволило ему не только установить их общие корни и взаимосвязи, но и показать значение творческой деятельности как эффективного средства психотерапии.

Разрабатывая учение о характере в общем контексте теории личности, Фрейд пришел к выводу, что характер человека формируется в основном в течение первых пяти лет жизни под воздействием факторов конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая исключительную роль детства в формировании характера личности, Фрейд высказал предположение о существовании различных видов характеров и их определенной связи с эрогенными зонами. Согласно Фрейду, эта связь выражается преимущественно в воздействии различных эрогенных зон на формирование характера в целом или отдельных черт характера. При этом следует подчеркнуть, что данная классификация вызвала сомнения и возражения даже среди сторонников психоанализа.

В целом теория личности 3. Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психосексуализации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам социологического психологизма. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое образование.

Для Фрейда как теоретика и практика созданная им картина личности имела особое значение, поскольку она обладала определенными предпосылками для повышения эффективности терапии различных психонервных заболеваний. Этот момент учения и деятельности 3. Фрейда необходимо отметить особо, поскольку в границах социологического психологизма это была по существу первая широкомасштабная попытка оказания систематической помощи страдающим людям.

Создавая новым метод лечения психонервных заболевании — психоанализ, Фрейд разработал три технических средства психотерапии:

  1. анализ свободных ассоциаций (ассоциативный метод);
  2. анализ снов и толкование сновидений;
  3. анализ и толкование различного рода ошибочных и непреднамеренных, симптоматических действий повседневной жизни.

Фрейд неоднократно настаивал на универсальности всех технических средств психоанализа, применимости их в разной мере к исследованию личности в норме и патологии.

Считая причиной невроза вытесненный в бессознательное эффективно окрашенный комплекс травмирующих представлений, Френд выдвигал в качестве основной задачи психоанализа проникновение в бессознательное .чтя диагностики и терапии подавленных бессознательных сексуальных влечений и связанных с ними психических конфликтов и других психических травм. При этом предполагалось, что использование психоаналитических методов создает для пациента возможность изжить («отреагировать») пенхотравмирующие моменты и таким образом вернуть системы психики и сферы личности к традиционному для них состоянию неустойчивого равновесия, что означало возвращение пациенту психического здоровья.

По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание философско-социологическим проблемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.

Существенным элементом социологии Фрейда явилась его теория происхождения культуры и религии. Опираясь на предположение Ч. Дарвина о том, что первоначальной исторической формой организации людей» возможно, была орда, над которой неограниченно властвовал сильный и жестокий самец, Фрейд стремился доказать, что «судьба этой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества», что возникшие в ней первые стереотипы социального поведения людей обусловили и непосредственно повлекли за собой происхождение «важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности, религии» и других социальных феноменов человеческого существования.

Согласно гипотезе Фрейда, доисторической первобытной ордой правил ревнивый и жестокий самец, который изгонял своих сыновей, когда они достигали половой зрелости и заявляли о своих правах на женщин этой орды. Данный конфликт, как полагал Фрейд, имел место в каждой орде. До поры до времени он не нарушал единства и гармонии психической жизни первобытного человека, которая отличалась высокой степенью амбивалентности: дети «ненавидели отца, которым являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им».

Но однажды, стремясь к удовлетворению своих сексуальных влечений, сговорившиеся братья убил я и съели соперника-отца. С этого момента гармонии человеческой психики и личности пришел конец. Под влиянием убийства и каннибалистского акта в них образовались «бессознательное» (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и «Я» (носитель запретов и морали).





Комментарий к статье