ФРЕЙДИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


По мере разработки своего учения Фрейд придавал комплексу Эдипа все большее значение. В конечном счете, в его трактовке Эдипов комплекс оказался чуть ли не субстанциональным началом и базисом человеческого бытия.

Одним из важнейших компонентов теории 3. Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе удовольствия и принципе реальности.

По мысли Фрейда, совокупное действие этих принципов обеспечивает формирование и функционирование личности, выступая в роли мощных мотивационных стимулов деятельности.

Исходя из предположения, что «психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне», обнаруживая при этом бережливость в расходовании энергии, Фрейд постулировал существование своеобразного принципа постоянства, сущностное содержание которого заключается в тенденции поддерживать количество психического возбуждения на относительно постоянном уровне. Из этого принципа Фрейд вывел принцип удовольствия (наслаждения), который был провозглашен им высшей изначальной тенденцией человеческого организма. По Фрейду, сущностное содержание этого господствующего принципа психической жизни состоит в инстинктивном стремлении к достижению удовольствия (наслаждения), с одной стороны, и избеганию неудовольствия (боли, страдания и т. д.) — с другой.

Любопытным и примечательным компонентом учения Фрейда о принципах психической деятельности является то обстоятельство, что, по его мысли, принцип удовольствия находится в подчинении инстинкта (влечения) смерти и действует согласованно с ним.

Провозглашая принцип удовольствия главенствующим принципом психической жизни, Фрейд вместе с тем отмечал, что он не может управлять течением всех психических процессов и поведенческих актов, поскольку ему «противостоят различные другие силы или условия и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия».

В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности, обеспечивающий приведение в известное соответствие с требованиями внешнего мира (реальности) бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По Фрейду, принцип реальности коренным образом отличается от других принципов психической жизни, поскольку он является тенденцией, формирующейся в процессе становления личности, в то время как принципы постоянства и удовольствия выступают имманентными тенденциями организма. По мнению Фрейда, основная направленность формирования и развития личности характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его принципом реальности [107. С. 168]. При этом предполагалось, что борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной (полярно двойственной) природой человеческих чувств.

Согласно данной гипотезе Фрейда, все человеческие чувства противоречивы по природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций. Например, отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной направленность^ на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции.

По мнению Фрейда, амбивалентность чувств особенно типична для лиц, страдающих различными невропсихическими заболеваниями.

Объясняя приобретенную амбивалентность высоким уровнем конфликтности социальных отношений, Фрейд подчеркивал, что противоречивость социального бытия усиливает наследуемую амбивалентность. Причем в результате действия социального фактора врожденная амбивалентность зачастую столь усиливается приобретенной, что в определенных случаях врожденно-приобретенная амбивалентность чувств может обрести характер амбивалентного конфликта и выйти за рамки нормы.

Существенно важную роль в организации человеческого поведения в норме и патологии Фрейд отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх смерти и чувство вины.

Таков, в общих чертах, психоаналитический эскиз картины природы и сущности человека. Конечно же, постоянное стремление Фрейда найти, исследовать и описать «универсальные механизмы», обусловливающие формирование, развитие и поведение человека, несомненно, было позитивным. Но вместе с тем следует отметить, что, увлекаясь разработкой своего учения, Фрейд нередко вводил в него недостаточно проверенные, а иногда и просто неверные конструкты.

В традиционной интроспективной социологии и психологии до открытий 3. Фрейда (и в некоторой мере по инерции и после них) отождествление «психики» и «сознания» было традиционным и считалось чем-то само собой разумеющимся. Между тем накопленный эмпирический материал, как и общий уровень наук о человеке, свидетельствовал о неправомерности подобной идентификации, поскольку отождествление психического и сознательного автоматически выводило за границы психического неосознаваемые формы психики.

В основе подхода Фрейда к данной проблеме лежало четкое понимание ныне вполне достоверно установленного факта о стратификационном строении психики и разнопорядковости информационных пластов с точки зрения их данности сознанию индивида.

Справедливо полагая, что сознательные процессы отнюдь не исчерпывают всего содержания психики человека, Фрейд настаивал на необходимости признания факта существования психических процессов, протекающих вне и независимо от сознания, и четком разграничении понятий «психика» и «сознание».

По Фрейду, данное разграничение, помимо всего прочего, должно было способствовать расширению и углублению научного взгляда на человеческую психику и, следовательно, созданию более реальной картины противоречивой внутренней целостности психики. «Условное отождествление психического с сознательным,— писал 3. Фрейд,— оказывается абсолютно нецелесообразным. Оно нарушает психическую непрерывность, ввергает пас в неразрешимые трудности психофизического параллелизма, вызывает упрек в том, что без достаточных оснований переоценивают роль сознания и заставляют нас слишком скоро покинуть область чисто психологического исследования, в то же время не вознаграждая нас в других областях».

Отход от необоснованного традиционного постулата интроспективной психологии о тождестве психического и сознательного, привел Фрейда к выводу о том, что сознательные процессы далеко не исчерпывают всего содержания психики человека и что, следовательно, предметом научной психологии должна быть психика во всех ее формах и проявлениях.

Это революционное открытие 3. Фрейда в корне изменило не только психологию, но и весь комплекс наук о человеке, оказав значительное влияние на искусство. Но Фрейд пошел еще дальше и предпринял попытку поиска и объективного изучения компонентов человеческой психики, лежащих за пределами сознания.

В качестве критерия вычленения этих компонентов Фрейд выбрал факт и меру осознанности психических процессов. Анализ всей психической деятельности человека с точки зрения осознания им тех или иных психических процессов позволил Фрейду классифицировать эти процессы, как процессы осознаваемые, частично осознаваемые и неосознаваемые.

Таким образом, Фрейд в конечном счете представил человеческую психику в виде трех диалектически взаимодействующих систем: «бессознательного», «предсознательного» и «сознательного». Данная структурная схема психики человека в общем может быть понятна как динамическая модель психики и психической деятельности.

Справедливо считая, что объем понятия «психика» несравненно шире объема понятия «сознание», Фрейд построил достаточно интересную модель человеческой психики, правомерность которой, если ее рассматривать исключительно с точки зрения факта существования сознательных, предсознательных и бессознательных психических процессов, не вызывает сомнения. Однако методологические посылки Фрейда, его истолкование содержания, места и роли отдельных сфер в структуре психического аппарата человека вызывали и вызывают справедливую критику.

Следует иметь в виду, что в отличие от своих предшественников Фрейд исходил из того, что «все душевные процессы по существу бессознательны… и сознательные процессы являются как отдельные проявления всей нашей душевной деятельности».

Подчеркивая, что его понимание бессознательного «не совпадает с «бессознательным» у философов», Фрейд изложил свое понимание бессознательного следующим образом: «Это «бессознательное» мы не желали бы видеть предметом споров между философами п натурфилософами, споров, часто имеющих лишь этимологическое значение. Для психических процессов, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица, мы не имеем лучшего названия чем «бессознательное», и ничего другого мы не подразумеваем под этим словом».

В общем, сводя почти всю психическую деятельность человека лишь к различного рода бессознательным процессам, Фрейд вместе с тем истолковывал психическую жизнь как процесс и результат извечной и постоянной борьбы различных психических начал и факторов. В его учении психика получила то, чего ей так долго недоставало в трудах предшественников Фрейда,— диалектическую психодинамику.

Следуя представлениям Фрейда об основных элементах системы психического аппарата человека с точки зрения их возникновения, эволюционного развития и объема хранимой информации, мы можем психику представить в виде трех слоев: нижнего слоя — бессознательного, промежуточного слоя — предсознательного и верхнего слоя — сознания. Но при этом надо иметь в виду, что сам Фрейд предпочитал представлять основные элементы в виде последовательной цепи систем: бессознательное — предсознательное — сознательное.

По Фрейду, бессознательное является самой важной и наиболее обширной частью психики, включающей в себе различного рода желания, влечения, комплексы н импульсы, выражающие различные инстинктивные стремления. Фрейд считал возможным непосредственно отождествлять содержание бессознательного с «психическими аборигенами», т. е. древними образованиями, сравнимыми с инстинктами животных. Основным регулятором этой психической системы Фрейд считает принцип удовольствия, согласно которому бессознательное стремится к удовольствию путем прямого удовлетворения инстинктов, а также путем избегания страданий, возникающих в случае отвержения притязаний какого-либо инстинкта.

Подчеркивая инфантильную и сексуальную природу бессознательного, Фрейд отмечал, что бессознательное является вместилищем безличных сил жизни и смерти (созидания и разрушения, сексуальности и агрессии), основным резервуаром психической энергии и самых разнообразных импульсов, обусловливающих базис психической деятельности.

Предсознательное, по Фрейду, включает в себя совокупность разнообразных фактов и представлений, све-деннй и воспоминаний, различные влечения, желания и импульсы, выражающие инстинктивные и неосознаваемые стремления, которые при определенных условиях могут стать осознанными. Таким образом, предсознательное— это то, что находится «на границе» бессознательного и сознания, что отсутствует в сознании в данный момент времени, но может проникнуть в сознание и стать осознанным.

Согласно точке зрения Фрейда, предсознательное руководствуется принципом реальности, который является основным регулятором этой системы и выполняет роль индикатора при оценке соответствия психических движений с требованиями бессознательного и сознания. Тем самым утверждалось, что основной регулятор пред-сознательного — принцип реальности — находится в противоречии и борьбе с основным регулятором бессознательного — принципом удовольствия.

По Фрейду, предсознательное как психическая система выполняет функцию «цензуры», поскольку оно избирательно пропускает в сознание лишь те импульсы, которые приемлемы как для самого предсознательного, так и для сознания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: