- Те, кто работает на полную ставку.
- Те, кто работает на контрактной основе.
- Консультанты, работающие на компанию.
- Приглашенные консультанты.
- Свободные предприниматели.
- Лекторы.
- Преподаватели.
- Фасилитаторы.
- Ученые.
- Лидеры по натуре.
- Инструкторы или наставники.
Как бы мы не называли себя, беря на себя роль тренера, мы должны знать, как обучаются люди и каковы их ожидания от программ тренинга. Первостепенная задача — дать им то, чего они ожидают, а к этим базовым компонентам всегда может быть добавлено вдохновляющее начало.
Необходимость адаптивности
Совершенно очевидно, что любой человек, участвующий в тренинге, должен обладать высокой степенью адаптивности. Но многим из нас это не так просто дается.
Многие люди каждый раз в схожей ситуации повторяют одну и ту же модель поведения. Если мы последовательны, то это облегчает жизнь нам самим и окружающим нас людям. Например, мы экономим массу времени и энергии, если мы идем на работу одной и той же дорогой. Мы можем назвать привычную для нас модель поведения сценарием, и мы все хорошо знаем людей, которые ни на шаг не отходят от написанного ими же сценария.
Тем не менее, если мы захотим, у нас всегда есть возможность отказаться отданного сценария и начать импровизировать. Так, если мы отправимся на работу другим путем, это может оказать на нас стимулирующее и освежающее воздействие. Расширение нашего поведенческого репертуара посредством случайных экспериментов повышает нашу способность хорошо проявлять себя вне зависимости от обстоятельств. В работе с ведущими и актерами мы находим полезным для себя отойти от самой идеи игры (особенно от сочетания «играть роль», что подразумевает неискренность и невозможность быть самим собой), и работать с концепцией «представления» (perform, от слова foumir — доставлять, и per — перед). Техники импровизации дают актерам гораздо более мощную силу воздействия во время представления, и если использовать их в работе с организациями, то они оказывают вдохновляющее действие как на тренера, так и на участников.
Импровизации обычно вдохновляют, так как они демонстрируют способность тренера мыслить спонтанно, а это дает мощный заряд энергии и позволяет сделать происходящее незабываемым. Основные умения тренера, с помощью которых он вдохновляет участников, перечислены ниже.