Если вы хотите, чтобы тренинг оказался успешным, то окружающая обстановка будет не менее важна, чем упражнения и содержание самой программы. Во-первых, следует позаботиться о располагающей атмосфере. Этот принцип Мария Монтессори сделала основным в дошкольном обучении, и он оказал кардинальное влияние на жизнь дошкольников.
Мы можем лично встречать людей, когда они приходят на занятия; в противном случае, например, если нам нужно быть в каком-то другом месте, следует позаботиться о том, чтобы прибывающих встретил ваш коллега. Важно поздороваться с каждым участником. Это поможет им избавиться от чувства дискомфорта и будет способствовать установлению тесных контактов с самого начала, особенно при индивидуальном подходе к каждому участнику, а также даст вам прекрасную возможность запомнить имена участников, пока ваши мысли еще не заняты другими проблемами, связанными с тренингом. Конечно, вы можете отказаться от этих преимуществ, если вы не сторонник светских бесед или если вы стремитесь сохранить ореол загадочности. Так, великие ораторы любят производить подобное впечатление, а общительные спортивные тренеры начинают с рукопожатия.
Если вы не знаете, как лучше поступить, задайте себе следующие вопросы.
- Что бы вы предпочли, если бы сами оказались на месте участника вашего семинара?
- Будете ли вы в основном выступать в роли оратора (сдержанного и авторитетного)?
- Или же вы в основном будете выступать в качестве фасилитатора (доступного и любезного)?
Повесьте на стену плакат с надписью «Добро пожаловать!», чтобы участники знали, что прибыли по нужному адресу. Когда количество участников моих тренингов было менее 16, я вписывал имя каждого на большой плакат, так как подобный прием произвел на меня благоприятное впечатление, когда я сам участвовал в семинаре по презентационным навыкам. Однако обязательно убедитесь в том, что количество указанных имен совпадает с количеством реальных участников, чтобы никто не был забыт и обижен. Мне представляется, что риск обиды из-за отсутствия чьего-либо имени или неверного написания имени перевешивает тот позитивный эффект, который мог бы стать результатом подобной встречи. Участники некоторых программ могут также увидеть некоторую фамильярность в факте написания на плакате только своего имени и, скорее, предпочтут бэдж, заполненный в их присутствии, что позволит им скорректировать написание своего имени и определить степень формальности обращения к себе.
Другая возможность — пустой флипчарт, на котором участники записываются самостоятельно по мере прибытия, спрашивая каждый раз: «Куда мне записаться?»
Безликий облик многих помещений могут оживить цветы и растения. Ароматерапия также может оказаться полезной для вас, несмотря на то, что бывает подчас сложно справиться с навязчивыми запахами.
Перед началом семинара проверьте акустические характеристики помещения. Самый простой способ — похлопать в ладоши и прислушаться к отзвуку. Если отзвук четкий и чистый, то вам повезло с акустикой, и ваш голос в этом помещении будет звучать насыщенно и «энергично». Там, где отзвук приглушенный и тихий, комната «глуха», возможно, из-за толстых покрытий на полу или гобеленов на стенах. Ваш голос в такой комнате будет приглушаться, и вас будет гораздо труднее услышать. Наличие людей в помещении также приглушает звук, поэтому, если вы ожидаете большое количество присутствующих, вам лучше подойдет помещение с хорошим резонансом. «Глухая» комната будет вынуждать вас дополнительно напрягать голос, поэтому вам необходимо позаботиться о микрофонах или поменять комнату. Довольно часто выключение кондиционера вызывает заметное изменение акустических характеристик.
Создать настроение помогает музыка. Любая музыка позволяет вновь прибывшим быстрее включиться в работу, а впоследствии музыку можно использовать более разнообразно. Существует древний метод, который помогает обучающимся усваивать материал. Своими корнями этот метод восходит к Архимеду, который услаждал музыкой слух своих учеников по утрам, чтобы разбудить их, а затем в течение дня, чтобы рассеять их усталость. Более современные ученые, такие как болгарский психолог Георгий Лозанов, обнаружили, что использование музыки определенным образом способствует улучшению памяти. Подумайте о том, как использовать музыку при встрече новых участников, чтобы сохранить и усилить то приятное впечатление, которое сложилось у них из первоначального опыта общения с вами. Классическая музыка подходит практически для всех мероприятий, в то же время вы можете использовать энергично звучащий рок в качестве прекрасной заставки для семинаров по мотивации. Музыка к кинофильмам также создает специфическую атмосферу. Однажды я использовал записи «хриплого» джаза, на что один из вновь прибывших участников отреагировал вопросом: «Это что еще за дрянь?», что положило начало нашим интересным, если не сказать взрывоопасным, отношениям. Учитывая тот факт, что не всем нравится музыка в стиле кантри и фольклор, выберите что-то, что нравится вам лично и создает у вас подходящее настроение; существует большая вероятность, что эта музыка окажет подобное действие и на участников.
Перед началом занятий приготовьте закуски и прохладительные напитки. Как мы вскоре обнаружим, наши мероприятия должны включать частые перерывы, и участникам необходимо иметь доступ к воде. Однако если вы предложите только воду, участники, как это часто происходит, будут спрашивать еще и о других напитках, поэтому лучше сразу же предлагать им на выбор чай и кофе, а также печенье. Вкусное печенье оказывает поистине магическое воздействие на участников, совершенно несоразмерное с его стоимостью. Помните также о
том, что многие участники заботятся о своем здоровье, особенно если именно на семинаре они задумываются о своих привычках в отношении еды (если тренинг каким-то образом связан с улучшением качества жизни), поэтому предлагайте наравне с традиционными напитками, содержащими кофеин, фруктовый и травяной чай.
Хорошо подобранные закуски могут помочь участникам проявить себя с наилучшей стороны. Возможно, их польза для здоровья не станет очевидной немедленно, но сам факт приготовления закусок придаст участникам уверенность в том, что вы заботитесь об их удобстве и комфорте, вы приложили для этого определенные усилия, следовательно, участники что-то для вас значат.
Та же самая логика применима и к выбору вами посадочных мест для участников и доски. Если выбор предоставлен вам, то сделайте ставку на комфорт; это касается в первую очередь стульев с удобной спинкой, однако следует избегать мягких подушек.
Планировка помещения
Продумайте расположение стульев. Длинные ряды кресел навевают мысли о традиционной лекции, что может оказаться подходящим расположением для начала работы в консервативно настроенной группе. Однако если вы предпочитаете менее формальный подход, то с группой будет проще работать, если участники будут сидеть кругом или полукругом. Всегда имеет смысл избавляться от прямых рядов кресел даже в переполненных аудиториях. Это можно сделать, просто слегка повернув каждое кресло по направлению к месту выступающего. Я настаиваю на правильном расположении каждого стула во время лекции, тренинга или театрального представления для того, чтобы быть уверенным, что каждый слушатель занимает самое лучшее место с возможностью хорошего обзора (что снижает напряжение и перегрузку), а также для того, чтобы помочь аудитории сфокусироваться на ораторе или выступающих.
Вы сможете осознать важность и значение места расположения, если представите себе свое любимое место в театре. Те же самые принципы театральной работы с пространством применяются в тех разделах тренинга, где присутствует лектор, предлагающий вниманию аудитории какой-то материал, или же где на авансцене происходит что-то важное. Если вы как оратор предполагаете провести занятие в жанре театрального шоу и тщательно продумываете, как необходимо подготовиться к этому конкретному представлению, то вы на правильном пути. Если, например, вы планируете прохаживаться от одного стола
к другому во время вашей лекции, то можете позволить себе более бессистемное расположение кресел, чем при чтении лекции с кафедры.
Для сессий, на которых существенную роль играет демонстрация слайдов или использование флипчарта, старайтесь сделать акцент на них. Это позволит вам находиться в тени, подальше от света рампы, или же прохаживаться по аудитории, если вам это больше по душе.
Когда вы задумываетесь о расположении кресел, полезно знать следующее: имеет смысл время от времени просить участников меняться местами или же передвигать свои стулья во время сессий или в перерывах.
На курсе для супервизоров изостудии одной крупной автомобильной компании участники укрылись за перегородкой из досок. Они обычно действовали таким образом в своем тренинговом центре и, по всей видимости, не собирались в скором времени менять свое расположение (они чувствовали себя вполне удобно). Будучи приглашенными консультантами, т. е. находясь в статусе гостей в их королевстве, мы позволили им оставаться за досками столько времени, сколько им было необходимо для того, чтобы почувствовать себя в полной безопасности в новой ситуации и привыкнуть к новому стилю ведения тренинга. После перерыва на обед в первый день мы не дали им снова спрятаться за перегородкой, расположившись между ними и досками и предложив им поучаствовать в коротком послеобеденном двигательном упражнении. В разогревающем упражнении имитировались напряженные ситуации, которые пришлись участникам по душе, и барьер был успешно сломан. Последующие процедуры, которые мы предложили проводить без использования письменного стола, были встречены супервизорами без возражений.
На одном давнем курсе для начальников цехов (все они были мужчинами) на аэрокосмическом предприятии нам была предоставлена роскошная комната (зал заседаний совета директоров), в которой были только шикарные стулья и ни одного стола. Мужчины не могли чувствовать комфортно и безопасно себя в такой обстановке. Их направили на этот семинар старшие менеджеры, с которыми они находились в неустойчивых отношениях. Они и так относились к нам с опаской, а внешняя обстановка не могла помочь исправить ситуацию. Неудивительно, что первоначальная атмосфера была довольно недружелюбной. Их первый вопрос, и это не было шуткой, прозвучал следующим образом: «А где здесь спрятаны микрофоны?» Этот случай многому нас научил, поэтому в автотранспортной компании мы предпочли оставить столы на своем месте, несмотря на то, что
обычно мы предпочитали проводить занятия, рассадив участников кругом или полукругом.
Каждый из этих уровней организации тренинга, если правильно подойти к нему, помогает создать соответствующую атмосферу, чтобы участники могли полностью сосредоточиться на самом процессе тренинга.
Как растопить лед недоверия
Когда тренинг продолжается более половины дня и проводится в группах с двадцатью и менее участниками, имеет смысл запомнить имена всех участников. Вы можете заняться этим самостоятельно, а можете, например, подключить к этому всю группу, используя такой способ создания дружеской атмосферы, как «игра в запоминание имен».
Это упражнение, подробное описание которого приводится ниже, позволяет:
• растопить лед недоверия участников на начальных этапах;
• познакомить всех участников;
• запомнить все имена и одновременно освоить полезную технику развития памяти;
• более полно раскрыться тем участникам, которые этого хотят, и не затрагивать тех, кто этого не хочет.
УПРАЖНЕНИЕ
Начните с вопроса о том, будет ли полезно для участников научиться запоминать имена людей, с которыми они впервые видятся. Несмотря на то, что некоторые предпочтут не прилагать к этому никаких усилий, аргументируя свое нежелание тем, что больше никогда не встретятся, большинство участников все же решит воспользоваться такой возможностью. Даже если эта встреча — единственная, вы сможете добиться большего, если назовете человека по имени в какой-то момент во время упражнений.
Раздайте каждому участнику по очереди карточки с буквами А, Б, В и т. д. Затем, начиная с другого участника, раздайте каждому карточки с номерами — 1,2,3 и т. д. Теперь у каждого человека, включая вас, есть новое имя, например А4, Б7, В5, Г15. Сделайте несколько выборочных проверок, чтобы удостовериться, что каждый уловил идею и запомнил свое имя.
Дайте участникам одну-две минуты (одной минуты достаточно для группы из 10 человек), чтобы походить по помещению и пообщаться. За это время они
должны назвать свое новое имя как можно большему количеству людей и запомнить как можно больше имен других людей.
Попросите желающих назвать имена трех или более человек, показывая на человека и произнося его имя вслух. Каждый названный человек должен сказать, правильно ли названо имя, например: «Да, я Б9».
Продолжение ниже
Велика вероятность, что почти никто не запомнит даже трех имен. Для некоторых запомнить пять имен будет чем-то из ряда вон выходящим. Обычно лучше всего запоминают К2 или А4, которые ассоциируются с гималайскими вершинами и форматом бумаги соответственно. Следует отметить, что, несмотря на то, что в названии некоторых объектов (например, горы или бумаги) используется подобный формат, очевидно, что их очень трудно запомнить, а удержать их в памяти можно только с помощью каких-то ассоциаций.
Визуальные ассоциации — хороший способ, позволяющий многим запомнить разные вещи. И следующий этап упражнения дает участникам возможность воспользоваться визуальными подсказками.
УПРАЖНЕНИЕ
Попросите каждого участника придумать себе имя по формуле: прилагательное + существительное. Затем каждый участник называет свое имя группе с тем, чтобы вы могли проверить, насколько правильно все поняли это задание.
Продолжение на с. 60
Имена, которые люди придумывают, звучат следующим образом: «Зеленая гора», «Молодая рыбка» или «Ржавый гвоздь». Моим любимым именем было: «Обычный игрок в гольф».
Здесь выдаете участникам возможность поимпровизировать. Вместо того чтобы кто-то называл их каким-то именем, они могут сами его придумывать. Кроме этого, упражнение основано на формуле: свобода внутри структуры, что является характерной чертой импровизации. Заданная структура проста и содержательна, под нее подходит любое существительное, которое сопровождается прилагательным. Несмотря на это, некоторые не знают, как распорядиться даже такой степенью свободы, и просят помочь им выбрать для них имя.
Вы можете помочь тем, кто находится в затруднении, уверив их, что они сами смогут придумать имя через несколько минут. Лучше всего вы поможете им, если разъясните, что трудности чаще всего возникают из-за слишком большого усердия. Люди придумывают имена, но боятся открыто назвать их, так как опасаются раскрыть что-то, что может им повредить или о чем другие могут подумать что-то не то: например, что имя «недостаточно хорошее», или «слишком заумное», или «слишком неправдоподобное». Если вы предполагаете, что у участников могут возникнуть затруднения, приведите для начала несколько примеров, а затем предложите какой-то безобидный, но в то же время неожиданный вариант, который даст право каждому проявить свою фантазию, например: «Меня зовут “Незастеленная кровать”».
Скажите, что может подойти любое имя, как бы обыденно или странно оно ни звучало. Для импровизации характерно также и то, что ее содержание используется только один раз. В этом случае, например, оно нам понадобится только на время этой игры.
Будет хуже, если вы позволите другим участникам помочь затрудняющемуся придумать себе имя. Несмотря на то что в какой-то момент может показаться, что помощь необходима, чтобы не остановить процесс, следует все же подождать, так как для человека будет значительно полезнее придумать себе имя самостоятельно.
Несмотря на то что выдуманные имена — временные, положительный эффект от игры будет довольно длительным. Сейчас мы просто упражняемся в нашей способности придумывать и изобретать что-то новое, придумывая имена. Вскоре, однако, мы придем к осознанию важности нашего настоящего, постоянного имени и затронем вопрос более серьезного выбора.
УПРАЖНЕНИЕ
После того как все участники придумали себе имена, попросите группу снова
пообщаться друг с другом одну-две минуты, называя свои новые имена.
Попросите добровольцев назвать как можно большее количество новых имен.
Продолжение на с. 61
На этот раз, когда добровольцы назовут новые имена, указывая при этом на человека, результат окажется более впечатляющим. Каждый сможет запомнить от трех до пяти имен, и часто в группе из двенадцати человек есть люди, которые могут назвать или всех, или за исключением одного участника.
Один из участников или тренер может сделать вывод, что образ, создаваемый именем, помогает связать воедино образ, человека и слова, обозначающие имя. Мы видим человека, который ассоциируется с образом, который, в свою очередь, напоминает нам об имени.
Темп и стиль упражнения снова изменятся, когда каждый найдет для себя удобное место (лучше всего обычно подходит место в круге).
УПРАЖНЕНИЕ
Попросите каждого участника по очереди назвать свое настоящее имя и сказать, какие мысли и чувства он испытывает в связи со своим именем.
Продолжение нише
Возможность выбора изложения в форме мыслей или чувств предоставляется для того, чтобы мужчины и женщины чувствовали себя одинаково комфортно. Существует теория, по которой женщины предпочитают говорить (или отвечать на вопросы) о том, что они чувствуют, а мужчины — о том, что они думают. Ответы в этой части упражнения дают нам дополнительную возможность убедиться в правильности этой теории. Наша основная задача, однако, — дать участникам возможность выразить свое отношение к собственному имени, возможно, даже рассказать что-то о себе. Например, люди, которых называют сокращенными, а не полными именами, например Джон вместо Джонатан, Сэм вместо Саманта, часто рассказывают о том, что не любят свое полное имя, поскольку именно так их называли родители, когда за что-то сердились на них.
Большинство из нас используют данные нам имена. Другие по тем или иным причинам меняют свое имя. Например, многие женщины меняют фамилию, когда выходят замуж.
Эти истории и отношение участников к своим именам лишний раз доказывают, как важно называть человека тем именем, которое он сам предпочитает.
УПРАЖНЕНИЕ
Попросите каждого участника по очереди сказать, как бы он хотел, чтобы его называли сегодня.
Продолжение на с, 63
Иногда люди пользуются возможностью выбрать себе новое имя на время тренинга или даже навсегда. Давая человеку пищу для размышлений, это упражнение одновременно показывает, какое значение люди придают своим именам. Некоторые могут особенно остро ощутить это именно в данный момент, так как раньше они не задумывались над таким личным и одновременно таким простым вопросом; теперь же они легко рассказывают об этом аудитории, состоящей из незнакомых им людей или деловых партнеров. Это очень удачное упражнение, которое остается интересным и в группе из 40 участников, независимо от того, являются ли они коллегами или видятся впервые. Разумеется, можно исключить из упражнения часть, связанную с настоящими именами участников.
Проводя эту часть упражнения, тренер должен быть готов к разного рода эмоциональным реакциям со стороны членов группы. Некоторые расстраиваются или злятся, когда рассказывают историю своего имени. Важно позволить участникам выразить свои эмоции и поблагодарить каждого за его рассказ. Не следует давать какие-либо комментарии и советы или предлагать помощь.