Как еще можно оживить тренинг?

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Совершенно очевидно, что наши программы должны быть разнообразными, во-первых, для того, чтобы охватить всех слушателей, а во-вторых, потому, что каждый человек хорошо реагирует на контрасты. За счет контрастов мы получаем информацию из внешнего мира. Мы замечаем движение только на неподвижном фоне. Мы воспринимаем звук по контрасту с тишиной, а его громкость определяется по сравнению с громкостью других звуков. Мы оцениваем быстрое в сравнении с медленным, напряженность — в контексте расслабленности и т. д. Окружающие нас предметы и явления должны отличаться друг от друга, чтобы привлечь и удержать наше внимание. Определенный уровень сходства и предсказуемости может быть полезным. Но при переизбытке предсказуемости нам становится скучно.

Раскрывайте содержание тренинга на ранних этапах

Вне зависимости от темы семинара мы только поспособствуем обучению, если на ранних этапах расскажем о содержании курса. Используйте плакаты, раздаточный материал, кассеты и лекции для того, чтобы представить материал в различных ракурсах. Вы можете добиться более глубокого понимания содержания курса всеми участниками, если вы представите содержание курса в форме различных упражнений.

Некоторые тренеры неохотно раскрывают содержание семинара на ранних этапах, предпочитая делать это постепенно. Их стремление поддержать интерес студентов к тому, что будет происходить дальше, имеет под собой веские основания, но они смогли бы добиться еще большего эффекта неожиданности, если бы старались удивить участников не содержанием, а необычным стилем ведения семинара. Участникам было бы полезно повторение материала в увлекательной форме; это подкрепило бы их теоретические представления о материале благодаря его использованию на практике.

Вы можете дать понять участникам, что они хорошо работают, переходя к следующей теме до того, как они почувствуют, что усвоили материал. При возвращении к пройденному материалу они обнаружат, что значительно преуспели в освоении этого материала каким-то другим способом. Мой учитель по игре на фортепиано, практикующий метод Сузуки, всегда начинает разучивание со мной следующего, более трудного фрагмента еще до того, как я буду в состоянии сыграть предыдущий. Это новое и сложное задание сразу делает предыдущее простым и понятным.

Предлагайте выбор

Если вы предлагаете участникам выбор, вы тем самым поощряете их восприимчивость к содержанию семинара, поскольку у них возникает ощущение, что их судьба находится в их руках. Импровизация подразумевает свободу в рамках структуры, и даже если существует необходимый минимум того, чему вы должны обучить, вы все же можете проявить гибкость в методах и упражнениях. Например, вы можете предоставить участникам свободу в выборе партнеров для работы, изменяя состав подгрупп и предоставляя им свободу в выборе времени для перерывов, ассортимента прохладительных напитков, закусок и музыки.

Участники любят программы, в которых им разрешено отказываться от участия в каком-то фрагменте или в целом упражнении, если у них есть на это свои причины (поскольку эта возможность у них имеется, они редко пользуются ей). Если участники начинают злоупотреблять этим правом, то это означает, что неправильно выбран момент для его выполнения, в этом случае вы должны убедительно объяснить необходимость упражнения или вообще отказаться от него как можно быстрее и предпринять что-то другое. Здесь мы можем сослаться на изречение психолога Карла Роджерса из его книги Freedom to Learn: «Единственное знание, которое существенным образом влияет на наше поведение, — это знание, полученное самостоятельно и в подходящий для этого момент».

Избегайте информационной перегрузки

Когда мы чувствуем себя в информационном потоке как рыба в воде, переходя от чувства тревожности к чувству уверенности, жизнь кажется нам легче, и мы готовы к получению новых знаний. Очень важным моментом в тренинге является настрой наших участников на получение информации и выбранный нами способ подачи информации.

Участникам вряд ли захочется узнавать что-то новое, если они считают, что им предстоит обработать слишком большое количество информации. Вы можете напугать их и привести в состояние уныния: если все это им не по силам, то тогда зачем вообще начинать? Поэтому мы должны знать, как дать им чувство контроля над потоком информации. Явный избыток информации будет казаться им удручающей перспективой до тех пор, пока мы не сумеем научить их работать с этим количеством информации более эффективно.

Ричард Сол Верман (Wurman, 1991) отмечает, что объем информации, содержащийся в одном издании газеты «Нью-Йорк Таймс», превышает, по всей вероятности, объем информации, получаемый жителем Англии XVII века за всю его жизнь. Он отмечает различие между информацией и сведениями. Иногда мы получаем слишком много сведений, и нам приходится фильтровать их. Иногда нам недостает каких-то фрагментов, и мы можем знать, что мы ищем, но не знать, как это найти. «Информация — это то, что снижает чувство неопределенности, которое в свою очередь является основной причиной тревожности».

Сведения становятся информацией только в том случае, когда приобретают для нас смысл. Это означает, что они существуют в непосредственной связи с тем, что мы знаем. Как об этом говорит последователь Райха Александр Лоуэн (Lowen, 1975): «Информация превращается в знание, когда она становится частью опыта». Под опытом он понимает физическое движение или ощущение. Ум в данном случае играет лидирующую роль, но обучение никогда не контролируется одним только мышлением. «Знание становится пониманием, когда оно подкрепляется чувствами», — добавляет Лоуэн. Мы можем использовать эту идею, если в нашем тренинге будет присутствовать вся эта цепочка: предоставление информации, создание пространства для эксперимента, с помощью которого информация превращается в знание, выделение дополнительного времени для обдумывания или последующих действий, которые синтезируют знание в понимание, а понимание в знание. Этот подход позволяет избежать информационной перегрузки, так как разделяет информацию на части и передает ее для параллельной обработки всем типам интеллекта.

Мы также поможем участникам, если будем представлять информацию в виде целостной концепции, а не отдельных фактов. Ричард Сол Верман (Wurman, 1991) подчеркивает, что наилучшим образом обучение происходит тогда, когда оно является концептуальным, так как факты могут быть помещены в знакомый контекст или связаны с уже известной информацией. Я прошу участников иллюстрировать мой рассказ их собственными примерами. Таким образом они быстро ассимилируют новые идеи. Привлекательность этого метода заключается в том, что участники предлагают более наглядные примеры, чем предложил бы я сам. Один участник в ответ на просьбу привести пример того, на что он не мог повлиять, но что не сильно его заботило, предложил следующее: «жизнь муравьев под моими ногами».

Делайте частые перерывы

Частые перерывы важны, если вы хотите, чтобы участники оставались восприимчивыми к содержанию семинара. Хорошо, если вы будете делать перерыв примерно один раз в час. Исследования показывают, что мы лучше всего склонны запоминать начальную и конечную информацию, и этой по простой логике частые перерывы обеспечивают большее количество воспоминаний о начальных и конечных этапах, что сказывается на запоминании общего объема информации.

Хорошим методом является смена предмета обсуждения каждые двадцать минут в течение часа, что помогает вносить в тренинг разнообразие и использовать эффект последующего воспоминания. Попросите участников говорить вам, когда они устанут, и просить о смене рода деятельности или перерыве.

Позвольте слушателям самостоятельно формулировать вопросы

Мы приобретаем и запоминаем что-то новое только тогда, когда оно пробуждает в нас любопытство. Интерес предшествует обучению, и лучшими признаками заинтересованности и любопытства будут вопросы. Когда тренеры преодолевают свой страх перед возможными вопросами, поняв, что им необязательно знать ответы на все из них, они тем самым создают атмосферу, в которой каждый участник получает приемлемый для себя способ получения знаний путем постановки вопросов!

Многие из нас ждут какого-то специального приглашения для того, чтобы задавать вопросы. Когда я был журналистом, я мог использовать свое служебное положение, чтобы задавать вопросы. Суть этой работы заключается в том, что вам позволено быть прямым, пытливым, в какой-то степени наглым и даже грубым. Многие профессии предусматривают постановку вопросов в каких-то специфических областях. Согласно своему статусу врачи расспрашивают о здоровье, психологи — о чувствах, студенты — о своем предмете, полиция и адвокаты — о подозрительном поведении.

Опытные тренеры дают участникам право обращаться к ним с какими угодно вопросами. Скажите им, что у них есть это право. Повесьте на стену утверждение: «Нет глупых вопросов, есть только глупые ответы». Благожелательно относитесь к вопросам, когда их задают.

Давайте право на ошибку

Когда Эдвард Ланд изобретал пленку для моментальных снимков, он описывал этот процесс как попытку использовать невозможное сочетание химических элементов и несуществующую технологию для создания несуществующего продукта, на который не было спроса. По его ощущениям, эти факты способствовали созданию оптимальных условий работы.

Эд Моузес, чемпион мира но бегу с препятствиями, сказал: «Я много проигрывал в средней школе и колледже. Наверное, так же часто, как и выигрывал. Я просто не рассматривал это как поражения, это была необходимая подготовка».

Успех и неудача в основном зависят от восприятия. Иногда необходимо поражение, чтобы создать условия для максимального успеха. А иногда чистая случайность помогает сделать колоссальный прорыв.

Мы живем в обществе, где ошибкам и «неудачам» придается слишком большое значение и где они осуждаются. Можно перестать упрекать себя и других, если признать, что поскольку одно событие является следствием другого, то мы можем просто рассматривать это событие как результат предыдущего. Многие организации убеждаются, что полезно культивировать у своих работников такое отношение к ошибкам. В любой творческой среде это является необходимым. Синтия Хеймел дает следующие рекомендации: «Когда в чем-то сомневаетесь, выставите себя полным идиотом. Грань между поведением самого большого дурака на свете и наивысшим проявлением творчества очень зыбка. Так что — дерзайте!» И помните, что программа тренинга создает атмосферу творчества и что она будет наполнена открытиями, изменениями и узнаванием чего-то нового, если мы, конечно же, этого хотим.

Поскольку обучение не всегда представляет собой непрерывный процесс, то изложение материала в непрерывной последовательности не всегда создает идеальные условия для обучения. Если вы предложите участникам провести эксперимент, они с большим удовольствием пройдут через процесс научения, который в данном случае будет характеризоваться ощущением неожиданного инсайта и озарения.

Уделяйте внимание групповой энергии

Если вы будете сосредоточивать усилия на поддержании общего позитивного настроения группы, то, скорее всего, вы сможете избежать протестов и возражений со стороны пессимистически настроенных или сомневающихся участников, так как они не найдут для этого подходящего момента.

Потребности группы определяются целями семинара, в достижении которых задействованы. Однажды я присутствовал на семинаре, участники которого находились в некотором замешательстве по поводу его задач: примерно половина из нас хотела узнать о возможностях развития организации, между тем как остальные хотели узнать, как приступить к созданию организации. Фасилитатор не смог распознать это различие и даже посоветовал нам поискать решение еще более «глубинных» задач, о которые мы еще даже и не говорили! В конце дня назрел настоящий конфликт, и фасилитатору не удалось провести запланированное обсуждение крупных развивающихся организаций (которого половина из нас так ожидала), и мы потратили время на то, чтобы разрешить текущие конфликты, держа друг друга за руки, покачиваясь и напевая песенки. Возможно, мы чему-то и научились…

Когда группа находится в процессе обучения, атмосфера, как правило, доброжелательна, поэтому, если течение семинара приобретает некую неустойчивость, настает момент прояснить, важно ли происходящее для участников. Если у вас возникает сомнение по этому поводу, то лучше переключиться на ту тему, обсуждение которой с большей вероятностью приведет к получению участниками новой информации, знаний или новых взглядов. В вашем репертуаре со временем появятся такие беспроигрышные приемы, которые однозначно приводят к успешному обучению и положительному настрою. Используйте их в нужные моменты, чтобы удержать настроение участников под контролем.

Используйте юмор

Юмор является привлекательным эмоциональным подходом к образованию. Исследования показывают, что если вы приводите людей в хорошее расположение духа, например рассказывая им анекдоты, то это позволяет им говорить о своих проблемах с большей долей искренности. Если стресс тормозит процесс обучения, то юмор замечательным образом помогает справиться с напряжением и способствует раскрепощению памяти и понимания.

Вдохновляющие тренеры могут развить в себе два типа юмора. Один из них — умение найти остроумное замечание или парадокс, чтобы проиллюстрировать материал, представив его в необычном ракурсе, например в форме цитаты. К примеру, для семинара по навыкам презентации существует высказывание сэра Джорджа Джессела: «Человеческий мозг начинает работать с момента рождения человека и не прекращает делать это до тех пор, пока вы не выходите к публике с речью». Другой тип юмора — это более ситуативный навык, который заключается в умении воспользоваться подходящим моментом, чтобы рассмешить группу. Вот что произошло на четырехдневном курсе для терапевтов. Большая часть материала касалась проведения беседы с глазу на глаз, но было также несколько вопросов относительно групповой работы. В конце концов тренер нашел видеозапись семинара с группой клиентов. К сожалению, качество звука оставляло желать лучшего и фоновое звучание мешало воспринимать все остальное, так что беседы было практически не слышно. Тренер выключил кассету примерно через 30 секунд, извинился и сказал: «Ну вот, пожалуйста, это и есть групповая работа».

Сделайте работу похожей на игру

Применение описанных креативных принципов сделает вашу работу более похожей на игру. Когда тренинг воспринимается как что-то веселое, ложное чувство вины мешает сдержанным участникам рассматривать его как настоящую работу. Заверьте их, что игровые элементы свидетельствуют о том, что они уже многого достигли и что они сами иногда могут использовать эти методы для того, чтобы превратить свою работу в игру. Если же это объяснение не помогает, просто извинитесь.

Игра воспринимается легко, но по мере того как она нас захватывает, мы можем начать воспринимать настолько серьезно, насколько пожелаем. В игре у нас есть ощущение свободного выбора. Мы понимаем, что в данный момент мы могли бы заниматься чем-то другим, но сознательно выбрали игру. Традиционная схема работы дает меньшую степень свободы, но с появлением новых тенденций (свободный график работы, самостоятельная занятость в сфере своих интересов и работа на дому) стираются все различия.

Сделайте игровые составляющие частью вашей программы. Когда у участников появятся возможности для самовыражения и проявления своих талантов, они, возможно, захотят использовать эти приемы и методы в своей обычной жизни и на рабочем месте.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Изменяйте стиль и темп ведения семинара для того, чтобы приспособиться к различному типу слушателей и их предпочтениям. Все люди отличаются друг от друга. Антрополог Клайд Клакхон выразил эту мысль следующим образом: «Каждый человек похож на любого другого человека. Как любой другой человек. Как никакой другой человек».
  • В начале семинара дайте его целостное описание.
  • Чтобы сделать обучение более разнообразным, используйте цветовое и музыкальное оформление.
  • Уделяйте равное внимание различным типам интеллекта, чтобы вы и все участники оставались активными и заинтересованными.
  • Делайте работу более похожей на игру: поощряйте ошибки и вопросы, тогда все участники добьются большего успеха.




Комментарий к статье