ГРУППОВАЯ ЭНЕРГИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Работа с энергетикой группы — это увлекательный и эффективный способ помочь участникам включиться в процесс вдохновляющего тренинга. Нам необходимо иметь достаточное количество собственной энергии, чтобы распоряжаться ею и направлять ее туда, где, как мы чувствуем, она может понадобиться.

Люди лучше обучаются, когда они бодры, и хуже, когда они устали. Задача тренера — помочь им оставаться на оптимальном для них уровне восприимчивости к происходящему. Кроме того, при правильном регулировании энергии мы помогаем и самим себе.

Главное в умении управлять энергией — это способность считывать энергетический уровень группы и умение переключать энергию в нужное русло. Иногда полезно усмирять или успокаивать группу. Но чаще всего бывает необходимо повысить ее энергетический уровень.

Во время лекций, проводимых в традиционном стиле, энергия подавляется, так как студенты слишком много времени проводят без движения. Они ограничены как в свободе движения, так и в свободе дыхания, а количество перерывов, скорее всего, недостаточно. Избыток энергии начинает проявляться в форме ерзанья на стуле или в виде множества рисунков на полях и перешептывания с соседями. Слушатели могут остановить выход энергии и совсем затихнуть, при этом даже сползти вниз с кресла или просто заснуть. Вы можете противодействовать такому эффекту даже в том случае, если у вас много лекционного материала: для этого следует устраивать частые перерывы и обеспечить доступ в помещение свежего воздуха.

Что еще может сделать тренер? Как мы можем использовать наши знания о групповой энергии для улучшения качества нашего курса, если мы не хотим разбивать процесс обучения перерывом?

Упражнения для повышения уровня энергии

Если мы чувствуем, что энергетический уровень группы снизился — об этом свидетельствует тот факт, что люди начинают зевать и менять позы, — нам следует что-то предпринять.

Некоторые группы удивляются, когда я предлагаю им выполнить двигательное упражнение. Они настолько не привыкли к подобному, что считают достаточным свое интеллектуальное присутствие в помещении, т. е. только их разум задействован в процессе обучения, но никак не их тело. Я объясняю, что, несмотря на очевидные параллели с физзарядкой в школе, от участников практически ничего не потребуется, к тому же существует правило «стоп» и они могут отказаться от участия в упражнении, но если они согласятся, они могут вынести из него много полезного для себя.

Следующие двигательные упражнения могут быть использованы в качестве «ледоколов» в начале семинара или как способы повышения уровня энергии группы на любом этапе тренинга.

Земля, воздух, огонь, вода

Это короткое разогревающее упражнение, помогающее настроить участников на дальнейшее обучение.

УПРАЖНЕНИЕ «СТИХИЙНАЯ» РАЗМИНКА

Объясните группе, что вам необходимо хорошо подготовиться к предстоящему семинару и что эффективнее всего это можно сделать при помощи методики, восходящей к Средневековой международной конференции, имевшей место около 1142 года. (Такой подход особенно приветствуется служащими компаний, связанных с медициной или с высокими технологиями.)

Начните с «Воздуха», выражающегося в форме глубокого дыхания. Все встают и делают глубокие вдохи и выдохи, позволяя кислороду проникнуть в тело и повысить уровень энергии. Попросите участников представить, что все их тело —это большие легкие, по которым проходит воздух — от кончиков пальцев до макушки.

Возможно, участникам поможет, если вы будете называть части тела по ходу воображаемого «воздушного пути»: «Вы вдыхаете грудью, плечами, пропускаете воздух через предплечья, локти и выдыхаете через руки прямо в пальцы, через лицо и голову, через ваш живот, таз, бедра и колени, через ноги, лодыжки, ступни, прямо в кончики пальцев». Это сделает упражнение более осязаемым (и менее теоретическим).

Вы также можете предложить участникам позевать: сначала просто изобразить два глубоких зевка и потянуться, полностью вытянув руки вверх, а затем уже по-настоящему позевать. Зевок — это наилучший способ быстрой компенсации нехватки кислорода. Когда вы читаете сложный курс, который может временами быть немного утомительным, объявите, что будете весьма признательны за «сигнальные» зевки. Намеренные зевки особенно хорошо помогают в начале семинара, который начинается рано утром.

Продолжение ниже

«Земля» — это установление контакта с поверхностью пола. Здесь мы можем говорить об ощущении «заземления». Эта часть упражнения возвращает нас к исходному смыслу этой метафоры и делает ее значение буквальным.

УПРАЖНЕНИЕ

Попросите участников начать с ударов ногами по полу, топанья и прыжков. Затем попросите всех потереть ступнями по полу (желательно без обуви, если нет вероятности получить занозы), вытянуть ступни и ощутить соприкосновение с полом всеми сторонами треугольника (внешняя и внутренняя стороны ступни, начиная от пятки, и линия пальцев). Задача — постараться лучше ощутить наши ноги и нашу связь с полом, что приведет к ощущению большей стабильности и устойчивости всего нашего тела.

Продолжение ниже

Упражнение «Земля» полезно всем, кто нервничает перед презентацией, особенно если их нервозность выражается в подергивании всего тела, дрожи или чем-то подобном. Такие люди сразу чувствуют, что успокоились и стали более уверенными. Они отмечают мгновенное изменение в манере подачи информации, а аудитория начинает воспринимать их как более спокойных и убедительных ораторов.

УПРАЖНЕНИЕ

При выполнении упражнения «Огонь» мы двигаемся: резко, покачиваясь из стороны в сторону и размахивая руками, как если бы танцевали какой-то безудержный дикий танец. Вы можете сказать участникам: «Мы на дискотеке» (или где-то еще в зависимости от возраста группы). Попросите каждого фиксировать изменение энергии в разных частях тела; пусть участники предста

вят, что они сотканы из огня (что они и есть огонь) и являются его таинственной яркой сущностью.

Продолжение ниже

Это упражнение может фантастическим образом повысить уровень энергии тихих и спокойных участников, которые в принципе с неохотой выходят из своего привычного, удобного состояния, удовлетворяясь лишь несколькими вспышками энергии, до тех пор пока общая групповая волна не захлестнет и не унесет их с собой.

Так же как воздушная легкость контрастирует с земной основательностью, так мерцание огня контрастирует с плавностью потока воды.

УПРАЖНЕНИЕ

Попросите участников двигаться с изяществом и элегантностью, плавно перемещаться, двигать руками, запястьями и локтями, затем устремляться в другую часть комнаты, как если бы участники и все вокруг них было водой. Это напоминает Цзин или «Юритми», которому обучают в школах Рудольфа Штайнера.

Продолжение ниже

Упражнение заканчивается восстановлением гармонии. Мы достигаем чувства равновесия, вспоминая каждый элемент и сочетая их в себе.

УПРАЖНЕНИЕ

Спросите у участников, как они ощущают все стихии в своем теле, какая из них доминирует, а какая менее всего выражена. Сделайте акцент на том, что они могут сознательно сбалансировать эти элементы. Мы можем преобразовывать наше внутреннее содержание в ту комбинацию элементов, которая нам необходима. Для составления нужной комбинации непосредственно в данный момент попросите участников снова мысленно повторить все четыре части упражнения, чтобы соприкоснуться с каждым из элементов. Такой обзор нужен еще и для того, чтобы зафиксировать новый опыт в памяти.

Разным участникам могут быть полезны различные элементы, так как это зависит от их сильных и слабых сторон на настоящий момент. Расскажите им древнегреческий миф о Геракле, который сражался с Антеем, постоянно сбивая его с ног, но каждый раз проигрывая сра

жение. Наконец он понял, что Антей — сын Геи и каждый раз, прикасаясь к ней (т. е. к земле), он получает силу. Тогда Геракл поднял Антея в воздух и держал до тех пор, пока тот не был побежден.

Выходите из помещения

Один из самых эффективных способов повышения уровня энергии — отправиться вместе с группой на свежий воздух. Если вам повезло с погодой, то сессия особенно запомнится участникам, а энергия группы повысится за счет свежего воздуха. На уровень энергии также оказывает влияние окружающая обстановка. Одна из причин, по которой мы ищем зрительных впечатлений и наслаждаемся видом бескрайнего моря, — это та энергия, которую мы получаем, находясь под впечатлением этого зрелища. На несколько мгновений мы можем ощутить себя хозяевами положения, что особенно приятно, так как это чувство представляет собой прямую противоположность состоянию беспомощности, возникающему у группы, работающей в ситуации повышенного стресса или постоянных изменений.

Очень полезно выходить на свежий воздух для работы в парах, особенно если комната недостаточно хорошо освещена или в ней не очень хорошая акустика. Наши легкие, глаза, уши очень хорошо реагируют на подобные изменения, что оказывает положительное влияние на наше душевное состояние и, следовательно, на процесс обучения.

Добейтесь состояния равновесия

Мы можем почувствовать равновесие и как непосредственное физическое ощущение. Когда речь заходит о самоосознании или самообладании (уравновешенности), например на занятиях, посвященных навыкам самопрезентации или способности идти на риск, вы всегда можете предложить участникам нижеследующее упражнение, которое подготовит их к соответствующему семинару.

УПРАЖНЕНИЕ

РАВНОВЕСИЕ

Попросите всех встать на одну ногу и вытянуться до предела, стараясь сохранять равновесие. Задание заключается в том, чтобы продолжать тянуться вверх и одновременно медленно и осторожно поворачиваться, чтобы найти такую позицию, в которой равновесие теряется» и вы либо начинаете падать, либо помогаете себе рукой или другой ногой. Затем попробуйте повторить

упражнение, стоя на другой ноге. Обратите внимание на то, какая из ваших ног более устойчива.

Обычно люди много смеются, выполняя это упражнение, особенно когда они пытаются вытянуться и принять непривычную для них позу. Попросите их отметить для себя, насколько сильно они растягиваются, чтобы использовать эти ощущения для сравнения при следующем выполнении этого упражнения.

Следующее задание требует большей точности исполнения. Попросите участников обнять свое колено обеими руками и приподнять его немного выше, но так, чтобы сохранились комфортные ощущения. Затем попросите их опустить руки, оставив колено в том же самом положении, а затем вытянуть руки в стороны. Смысл заключается в достижении и возможном удержании равновесия в этом положении. Некоторые люди начинают шататься, поскольку поза может оказаться довольно сложной. Повторите это упражнение, стоя на другой ноге.





Комментарий к статье