Изменения и возрастающая значимость обучения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Организации стремятся формировать наши убеждения и изменять нашу картину мира. В этом и заключается суть маркетинга, брэндинга и рекламы. Раскрывая внутренние механизмы принятия решений, тренеры способствуют развитию способности людей осознавать трудности и справляться с ними в существующих условиях.

Успешный тренинг опирается на механизм изменений, а импровизационные техники обладают способностью трансформировать стойкие убеждения, навязчивые мысли и стили поведения в спонтанность, гибкость и креативность. Психолог Дейвид Льюис пишет:

Когда определенная мыслительная установка становится неподвижной и не поддающейся изменениям, она приводит к стереотипному мышлению. Например, крайне предвзятый человек концентрируется исключительно на узконаправленной информации, которая, как ему кажется, поддерживает его систему представлений; при этом он отказывается воспринимать что-либо, идущее вразрез с его взглядами. Иными словами, он видит только то, что хочет видеть.

Однажды утром машина моего соседа не завелась, так как на улице было холодно и у нее сел аккумулятор. Я помог ему ее завести, немного подтолкнув. Сразу же после этого моя машина тоже не завелась, и я предположил, что это произошло по той же причине. На самом же деле оказалось, что ручка переключения передач находилась не в том положении. Несмотря на то что я «знал», что при барахлящем аккумуляторе машина должна издавать хотя бы какие-нибудь звуки, полнейшая тишина никоим образом не помогла мне избавиться от этого ошибочного представления. Я начал ругаться и беспокоиться по поводу того, удастся ли мне вообще добраться до места назначения. К счастью, моя пассажирка подсказала мне выход из ситуации: она ничего не знала о машине соседа, но имела достаточно сведений о том, как завести машину.

То, как мы себя ведем, зависит от состояния, в котором мы находимся. Будет ли это состояние потерянности или мобилизованности, также зависит от нас. Если мы растерялись, то помощь другого человека часто может вернуть нас в состояние мобилизованности. Вот что пишет об этом один из крупнейших специалистов по исследованиям личностного роста Энтони Роббинс (Anthony Robbins, 1988): «Вера — это всего лишь состояние, внутренний образ, руководящий нашим поведением». Мы можем уверовать в то, что приведет нас к успеху или поражению, к научению или не-научению. И мы можем научиться тому, как следует учиться.

Иногда люди меняются вследствие вспышки моментального озарения. Изменяются внешние условия: что-то происходит, меняется, и перемены в человеке становятся возможными или неизбежными. В других случаях изменения происходят постепенно, эволюционным путем. Каждый шаг ясен, очевидны и появляющиеся взаимосвязи. Иногда мы изменяемся, но практически этого не замечаем. Это происходит очень медленно и постепенно.

Винди Драйден и Джек Гордон (Windy Dryden, Jack Gordon, 1996) пишут: «Мышление, чувства и поведение — они все взаимосвязаны… мы подчеркиваем, что если вы хотите добиться глубоких философских изменений на каком-то специфическом уровне или же на общем уровне в сторону более рационального взгляда на жизнь, то вам лучше применять целый арсенал методов, разработанных таким образом, чтобы побуждать вас не только к более рациональному мышлению, но и к соответствующим чувствам и поведению». Возможно, вам также знакомы циклы процесса изменений, проходя через которые вы снова и снова повторяете один и тот же материал, но каждый раз на другом, «более глубоком» уровне.

В ходе вдохновляющего тренинга ваши клиенты смогут пережить ситуации самых разнообразных изменений. Вы должны стремиться привести их к пониманию того, к каким именно изменениям может привести применение тех или иных техник.

Краеугольным камнем терапии, ориентированной на поиск решения, является уверенность в том, что изменения обязательно произойдут. Эта система представлений могла бы существенно повлиять на работу компаний. Люди, ориентированные на поиск решения, уверены в том, что, однажды начавшись, действие имеет тенденцию продолжаться (это можно назвать эффектом инерции) и что позитивные результаты являются прямым следствием надежды и веры в будущее. Когда тренер предлагает попытаться осуществить изменения в желаемом направлении, клиент охотно принимает это предложение, и действия не заставляют себя долго ждать. Несмотря на то что первые шаги могут показаться незначительными, они тем не менее окажут влияние на всю систему.

Первые шаги совсем не обязательно должны быть связаны с истинными причинами затруднений. Все очевидные лобовые приемы устранения проблемы уже были испробованы во многих случаях и ни к чему не привели. Необходим какой-то иной подход.

Мать «трудного» подростка часто заявляет, что «перепробовала все», чтобы контролировать его поведение. Чего она, скорее всего, никогда не делала, так это не хвалила егоза что-то, что он делает правильно, или не отводила ему специального времени для приятного времяпрепровождения.

Если первый шаг оказывается многообещающим, следует продолжать действовать. Практика приводит к совершенству, и клиент все больше и больше вдохновляется на то, чтобы совершать изменения. Вне зависимости от того, имеем ли мы дело с терапевтической или обучающейся группой, клиенту рекомендуется опираться на свои собственные ресурсы и действовать так, как если бы желаемые цели уже были достигнуты. Важнейший аспект роли тренера — подмечать моменты, когда участники делают что-то верно. Когда подобные действия отмечаются и на них обращается особое внимание, участник начинает использовать в работе все большее и большее количество ресурсов.

Если, например, команда работает гораздо ниже уровня своих возможностей, при этом часто возникают ссоры и перебранки из-за пустяков, то помогите участникам создать образ того, как могли бы развиваться события, если бы команда работала целостно, проявляя все свои способности. Основываясь на этом представлении, команда может сформулировать свои цели. Но вместо того, чтобы немедленно устремляться вперед к высоким идеалам, достижение которых может характеризоваться командой только как «чудо», для начала разумнее поставить себе скромную, но реальную цель. Например, задачей каждого участника может стать следующее: отмечать позитивные проявления партнеров по команде в течение предстоящей недели.

Выполняя эту простую задачу, члены команды научатся полезному свойству — отмечать таланты других людей, что довольно сильно отличается от обычного образа действий большинства людей, заключающегося в том, чтобы искать в людях недостатки (и, соответственно, находить их и использовать в качестве аргумента при выражении ими своего мнения).

На следующем занятии похвалите участников за ту работу, которую они проделали. Попробуйте провести упражнение в круге, чтобы извлечь пользу из их работы. Каждый участник по очереди говорит о том, что ему/ей нравится в других участниках. В качестве альтернативы каждый участник может говорить о том, чего бы ему/ей не хватало, если бы он/она больше не был(а) членом команды.

Поскольку ориентированная на поиск решения концепция предполагает, что участники имеют все возможности для того, чтобы произвести необходимые им изменения, тренеру остается только ограничивать некоторые проявления участников. Например, при оценочных процедурах постарайтесь избегать незаслуженной похвалы или неуместных суждений, снижающих уверенность. Участники могут оценивать себя самостоятельно, измеряя свои успехи по шкале от 0 до 10, где 10 означает, что они проявляют себя с самой лучшей своей стороны.

Свобода и структура

Когда менеджеры находятся в стрессовой ситуации, традиционными антистрессовыми средствами считаются релаксации (и сходные техники). На самом деле уверенность в сочетании с импровизацией является более действенным средством, помогающим менеджерам справиться со многими трудностям. Если человек ощущает уверенность, она придает ему силы для более спонтанного, адаптивного и креативного поведения с пользой для себя и организации, в которой он работает.

Естественные науки подтверждают тот факт, что наилучшая среда для функционирования живых систем находится на «границе с хаосом» и на уровне химических связей может быть определена как точка между твердым и жидким состоянием. В этой точке структура находится в мягко текущем состоянии, она способна бесконечно изменяться, не теряя при этом своей изначальной формы. Находясь на стыке между свободой и структурой, вы одновременно извлекаете все самое лучшее из каждого состояния. Если среда стабильна, то в ней слишком мало свободы для перемен. Если же в ней царит хаос, то одно изменение может привести к неконтролируемым переменам во всей системе.

Мускулы человеческого тела, дающие нам возможность двигаться, имеют свойство растягиваться и гнуться, а по своей консистенции они не плотнее слюны. Кости придают телу структуру, а из головного мозга приходят послания, управляющие всеми процессами. Как составная часть «успешности» человека сила интеллекта уже давно отодвинула на второй план физическую силу, и своим успехом человек обязан именно знанию о том, как получать и использовать информацию.

Эффективное обучение и тренинг помогают задействовать все ресурсы, которыми обладают участники. Было бы идеально, если бы они могли создать условия, которые стимулируют естественное желание человека учиться, за счет техник и средств, создающих среду, в которой обучение продолжается даже по окончании семинара.

Использование действенных механизмов вдохновляющего тренинга приводит к тому, что вы помогаете людям открывать свои таланты, а также к тому, что вы повышаете свою собственную креативность во всех сферах жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ

•    Предложите участникам завершить семинар в ситуации общения друг с другом, чтобы они не только получили удовлетворение, но и были вдохновлены результатами тренинга.

•    Помните, что многие участники не отказались бы получить сертификат.

•    По окончании тренинга пересмотрите программу, чтобы внести в нее необходимые изменения к началу следующего тренинга, уделяя внимание как содержательной стороне, так и процессу обучения.

•    Акцентируйте внимание скорее на возможных вариантах решения проблем, чем на ограничениях.

•    Старайтесь балансировать на грани между четкой структурой и хаосом.

И еще два мудрых изречения: одно пришло к нам из древности, а другое — более современное.

«Не ограничивайте ваших детей собственным мировоззрением, так как они

родились в другое время» (древняя еврейская пословица).





Комментарий к статье