Возвращение в реальность

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Завершающая часть упражнения поможет участникам возвратиться в реальность и выйти из глубокого погружения. Объясните им, что наш головной мозг получает информацию в основном по трем каналам: зрительному, звуковому и осязательному. Другие наши ощущения — обоняние и вкус гораздо реже встречаются в контексте большинства тренинговых программ, если только это не курс по кулинарии или дегустации вина, где мы их непосредственно применяем. Их значение, в особенности значение обоняния, несправедливо принижается. Представьте себе, например, какие воспоминания может всколыхнуть запах помещений вашей школы.

В литературе по нейролингвистическому программированию (НЛП) вы обнаружите, что эти три основных канала называются соответственно визуальным, аудиальным и кинестетическим. Кинестетический канал подразумевает получение информации через прикосновение и движение. Некоторые утверждают, что у каждого из нас есть излюбленный канал для получения информации: некоторым людям нравится видеть, некоторым — слышать, другим — учиться через прикосновение и движение. Определить ваш тип восприятия можно с помощью анализа вашей речи. Предполагается, что люди с визуальным восприятием говорят о том, что «им надо увидеть картину в Уделом»,

«им кажется», «у них такая-то точка зрения». Люди с аудиальным восприятием «пропускают информацию мимо ушей», говорят, что это «созвучно их ощущениям», что нечто «вызывает у них отклик». Кинестетики имеют склонность «затрагивать проблему», «поднимать вопрос», «строить отношения».

Необходимо представить эту упрощенную версию психологической теории, поскольку она играет определенную роль во время тренингового упражнения. Реальность такова, что мы воспринимаем сенсорную информацию сложным образом, используя различные органы чувств по-разному в разных обстоятельствах.

Я предлагаю давать каждой группе именно такой объем теоретического материала: возможность более подробного объяснения зависит от многих обстоятельств. Как я убедился, ученые и представители технических специальностей обожают теорию и могут часами выяснять, как и почему происходят эти процессы. Они с радостью выслушают ваш рассказ о последних исследованиях головного мозга и с благодарностью воспримут сопроводительные диаграммы, входящие в пакет пособий по курсу. Другая группа, к которой относятся бизнесмены, стремится проверить, как работают эти техники, и может взять их на заметку, если они сработали.

Несмотря на то что каждый участник предпочитает одну систему восприятия, большинство из нас способно получать информацию через все каналы и развивать все свои способности.

Для тренера важно донести свое сообщение до участников, используя все типы каналов восприятия. Таким образом увеличивается вероятность того, что сообщение будет воспринято всеми. Далее в этой книге приводится полезная информация об индивидуальных способах обучения и о том, как следует представить материал, чтобы он вызывал отклик у всех участников. В индивидуальном наставничестве этот навык является очень важным.

Игра в имена включает все три системы восприятия в одном упражнении. Если участники обнаружат, что какой-то элемент является решающим для процесса запоминания, они смогут впоследствии использовать эту технику самостоятельно, концентрируясь только на одном канале восприятия.

УПРАЖНЕНИЕ

Объясните участникам, что они будут использовать звуковые, зрительные и моторные каналы восприятия, чтобы запомнить имена друг друга.

Попросите участников придумать какое-нибудь слово, начинающееся на первую букву их имени и которое они могли бы объяснить, исполнив небольшую пантомиму.

Объясните задание на примере. Скажите: «Я — Драчливый Дик» и одновременно сделайте несколько движений руками, как будто вы деретесь с кем-то.

Попросите всех повторить ваши движения, одновременно произнося «Драчливый Дик» и глядя на вас.

Выполняйте это упражнение по кругу: выслушайте объяснение выбранного человеком имени, а затем повторите его движения, иллюстрирующие объяснение.

Как и в предыдущем упражнении, добровольцы должны попытаться назвать как можно больше имен. Первые несколько добровольцев могут называть имена, сопровождая их движениями. Затем обратите внимание участников на то, что довольно необычно говорить «Привет, Прыгающий Пол» и одновременно подпрыгивать в момент приветствия, поэтому попросите называть только имя. Однако не следует абсолютно исключать эту подсказку, поскольку этот канал восприятия особенно важен для обучающихся кинестетического типа.

Участники могут определить, какой из каналов восприятия наиболее важен для них, если проследят за тем, насколько легче им было запомнить имя используя только движение, только зрительный или только звуковой образ. Некоторые быстро определяются в своих предпочтениях. Другие же мыслят так быстро, что запоминают имена еще до того, как успевают отследить, какая из составляющих была наиболее эффективной. В этом нет ничего страшного, они просто могут использовать все эти способы в совокупности в следующий раз, когда пожелают запомнить чье-то имя.

Называние имен и возможные ошибки

Спустя годы люди встретятся и вспомнят «Танцующую Терезу» или «Мерцающего Майкла». Избегайте любых комментариев по поводу психологической составляющей выбранных эпитетов. Когда называют свои имена «Депрессивный Дейв», «Суицидальный Сэм» или «Шаловливый Шон», просто не заостряйте на этом внимание.

Иногда кто-то из группы замечает, что люди редко называют себя кем-то вроде «Скачущего Стива». Примите во внимание их замечания и предложите им при знакомстве с кем-то придумать собственный ассоциативный образ и соответствующее движение, характеризующее этого человека. Чем более ярким будет этот образ, тем легче он запомнится, поэтому можно использовать все, что придет вам в голову. Но постарайтесь не раскрывать этот образ, когда вы представляете кому-то этого человека в деликатной ситуации.

Как и любое другое, описанное упражнение может найти практическое применение в жизни; предложите участникам использовать его во время следующей деловой встречи или собеседования, где они только выиграют от того, что запомнят имена.

Если у кого-то из студентов возникли трудности при запоминании имени нового участника, в плане его действий на семинаре должно быть указано, что им следует познакомиться друг с другом еще раз, а затем продемонстрировать технику запоминания имен перед аудиторией, включающей тридцать человек.

Вне практического использования многие факты и данные быстро забываются. Тони Базан (Tony Busan, 1974) сообщает, что 80 % фактов забываются через день после того, как мы узнали о них, если мы не вернемся к ним еще раз. При новом знакомстве вполне допустимо повторить имена непосредственно после представления. Затем следует продолжать использовать имена с тем, чтобы не забыть их. Я заметил, что, несмотря на то, что некоторые участники хорошо овладели техникой и не имели проблем с памятью, они все же испытывали трудности с запоминанием имен, так как недостаточно уверенно использовали эту технику в обычной жизни. Имеет смысл развивать уверенность участников в себе и повышать их доверие к этой технике, создавая во время тренинга такую атмосферу, в которой им не будет страшно делать ошибки в именах. Дайте всем указание использовать имена при каждом удобном случае и договоритесь со всеми, что никто не будет возражать, если их имена будут названы неправильно. Если группа дает участникам право на ошибку, то появляется шанс воспользоваться всеми преимуществами вдохновляющего тренинга.

Вы можете ввести определенное правило, согласно которому допускаются две ошибки на каждом занятии. Подобное правило не только противостоит перфекционистским наклонностям, которые мешают некоторым участникам проявлять себя в тех ситуациях, которые они находят рискованными для себя, но и дает простор для экспериментов с новыми моделями поведения и заранее дает право на совершение ошибок. Право на ошибки создает все необходимые условия для последующей импровизации и поощряет рискованные творческие попытки. Неправильно названное имя считается хорошей ошибкой, так как означает, что участник экспериментирует на значимой и потенциально опасной для себя территории.

Вы можете использовать технику ассоциаций в любой ситуации, когда необходимо что-то запомнить. Я предлагаю использовать ее в отношении имен, поскольку они являются одним из основных компонентов в сфере межчеловеческих отношений. Помимо этого, участники овладевают техникой, способствующей повышению степени уверенности в себе, которую они сразу же могут применить на практике с пользой для себя.

Другой простой и эффективный метод использования имен, особенно в том случае, когда цели курса каким-то образом сопряжены с креативностью (или чем-то близким к этому направлению), — попросить участников изготовить собственные бэджи с именами, используя фломастеры, цветные карандаши и необычную бумагу. Я использовал эту технику в группе из 200 участников, с самого начала завладев их вниманием. Кроме того, это задание уменьшало объем работы тренера — участники проделали всю работу сами, а тренер просто предоставил им все подручные средства. Итак, поощряйте ситуации, в которых участники могут называть друг друга по имени. Это важно для установления контакта между людьми.

Упражнения с именами могут использоваться для того, чтобы побудить участников обдумать содержание курса. Однажды на семинаре по сатирическому искусству мы попросили студентов изготовить смешные бэджи. На другом курсе меня попросили сделать свою табличку с именем, что привело к дальнейшему обсуждению ее возможного дизайна. Позже в тот же день нас попросили каким-то образом усовершенствовать наши таблички с именами. Это был очень простой и удобный способ заставить нас задуматься о возможностях улучшения внешнего вида и придания изделию своеобразия.

Подготовка завершена

Вы можете создать атмосферу, в которой ваш тренинг будет успешным, начиная с вводных инструкций и заканчивая простыми приемами создания соответствующей атмосферы. С самых первых минут используйте музыкальное оформление, возможность отдыха на свежем воздухе и работайте с именами, чтобы успокоить участников и включить их в работу, одновременно демонстрируя себя как тренера с лучшей стороны.

РЕКОМЕНДАЦИИ

•    Изложите начальные инструкции в такой форме, чтобы у участников появилось желание посещать семинар еще до его начала.

•    Выберите место, которое само по себе создает вдохновляющую атмосферу. Затем подберите разнообразные учебные материалы.

•    Проверьте акустику помещения и используйте музыкальное оформление для создания соответствующей атмосферы.

•    Расположите мебель так, чтобы это подходило к стилю проведения вашего занятия.

•    Постарайтесь свести на нет недоверие участников и с помощью специальных упражнений запомните их имена.

•    Позвольте участникам тренинга быть творчески самостоятельным и и предоставьте им свободу выбора, поскольку их вдохновение — это самое главное.





Комментарий к статье