Разум, эмоции и внутренние ощущения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Эффективный способ гарантировать холистический подход к тренингу — это проводить его одновременно на трех уровнях: разума, эмоций и внутренних ощущений.

Разум

Тренинг должен быть логично построен и упорядочен. Мы учимся, потому что обучение может помочь достижению наших рациональных целей. Тренинг помог огромному количеству таких же людей в прошлом, и у нас есть причины рассчитывать на тот же результат. Наставники и тренеры улучшали и совершенствовали этот процесс из года в год, и если кто-то предлагает усовершенствовать какой-то компонент тренинга, рационально мыслящие тренеры выслушают его точку зрения, оценят ее и внесут соответствующие изменения в свои методики.

Техники тренинга, которые апеллируют в основном к интеллектуальному уровню, включают в себя концептуальные модели, четко обоснованные лекции, графики, головоломки, викторины и демонстрации того, как устроены вещи.

Эмоции

В отличие от холодного рассудка эмоциональный уровень восприятия нуждается в тепле и эмпатии. Тренинг должен приносить удовлетворение. Лучшие тренеры всегда обращаются непосредственно к группе, поэтому участники скорее всего станут сплоченной командой, нежели отдельными индивидуумами.

Искренний смех — это признак того, что тренинг проходит на хорошем эмоциональном уровне. Когда инструктор по ускоренному обучению Пол Шил искусно подвел аудиторию к тому, что люди взялись за руки, что было заключительным этапом позитивного эмоционального сплочения, он сказал следующую фразу (которая в другой ситуации могла бы вызвать обратный эффект): «Нам ведь не нужно будет сейчас петь “Вместе весело шагать”, правда?».

Техники, которые основываются на воспоминаниях о прошлом удачном опыте, например знакомство с фотографией или упражнения, направленные на формирование команды, в основном задействуют эмоциональный уровень.

Внутренние ощущения

Третий уровень относится к нашим внутренним ощущениям и затрагивает глубокие, физиологические уровни процесса научения. Внутреннее ощущение — это интуитивное чувство, подсказывающее нам, что, если не произойдет никаких изменений, это будет иметь для нас катастрофические последствия. Речь идет именно о таком обучении, которое затрагивает наши самые потаенные и глубинные потребности и страхи.

Этого уровня можно достичь с помощью упражнений, которые вызывают ощущения непосредственного, чисто детского восторга или полнейшего расслабления, визуализаций, которые помогают нам представить себе путешествия, глубоко волнующие нас, а также заданий, направленных на пробуждение интуиции. Возможности задействования внутренних ощущений есть во многих упражнениях. Никогда нельзя быть полностью уверенным в том, какое именно впечатление произведет на участника то или иное упражнение. Нам и не нужно этого знать до тех пор, пока мы не начнем понимать, какое влияние в целом оказывают наши упражнения. Среди огромного разнообразия упражнений встречаются как упражнения интеллектуального порядка, так и другие, более ориентированные на эмоции.

Несмотря на то что я описывал этот уровень как «глубокий», я не стремился охарактеризовать его как «наиболее значимый» или «лучший». Этот уровень является глубоким, скорее, в смысле задействованности древнейших участков мозга, которые являются у нас общими с нашими эволюционными предшественниками.

Чтобы тренинг был достаточно эффективным, он должен задействовать все эти три уровня. Наиболее запоминающимися частями тренинга будут те, которые включают в себя два или все три уровня сразу. Тренинг на открытом воздухе с выраженными элементами опасности совершенно очевидно будет частично ориентирован на третий, висцеральный уровень. Он может быть менее ярким с интеллектуальной точки зрения — трудности использования каноэ довольно сильно отличаются от сложностей оценочного интервью в мотивации агента по продажам, но у каждого вида деятельности есть свое назначение.

Несмотря на распространенное убеждение, эмоции и разум не всегда — взаимоисключающие явления. Разум, сердце и внутренние ощущения в сочетании дают куда более мощный эффект, чем каждая из этих составляющих по отдельности.

Спад и подъем

Энергии свойственны спады и подъемы, и было бы ошибочно пола-гать, что участники смогут поддерживать одинаковый энергетический уровень на протяжении всей программы семинара. Смешение приемов и методов позволяет уравновесить динамичные формы деятельности более спокойными и рефлексивными интерлюдиями.

Вдохновение тренера должен иметь в запасе не только ряд упражнений на повышение энергетического уровня, но и целый набор успокаивающих техник, которые включают в себя:

•    размышления;

•    обсуждения;

•    чтение про себя;

•    составление индивидуальных конспектов;

•    медитации;

•    визуализации;

•    успокаивающие упражнения, заимствованные из йоги, Цзин или иных подобных учений.

Построение графика энергетического уровня

Тренеры начинают работать с энергетическим уровнем группы только тогда, когда начинают осознавать свой собственный. Обращайте внимание на то, как вы чувствуете себя на подъеме и когда вам необходим отдых. Если по своему типу вы совпадаете с группой, то вам будет легче воспользоваться вашими внутренними резервами, когда будет необходимо убедить группу сделать что-то для повышения групповой энергии, и у вас не будет ощущения, что вы обращаетесь к пустоте, в то время как участники нуждаются в передышке и осмыслении ситуации.

Когда мы просим участников дидактических курсов для тренеров контролировать спады и подъемы групповой энергии в течение дня, мы наблюдаем примерно ту же картину, что представлена на рис. 8.1.

Разум, эмоции и внутренние ощущения

Рис. 8.1. Уровни энергии

Несмотря на то что каждый участник уникален, мы все же можем проследить общие закономерности. Например, наблюдается резкое падение энергии сразу после приема пищи. Тренеры часто называют послеобеденное время на семинарах «ночной сменой», так как в этот период очень трудно уловить хотя бы какие-то признаки жизни.

Один из выходов — смириться с тем, что некоторые сессии будут проходить при низкой групповой энергии, и не пытаться этому противостоять; вместо этого можно использовать это время для проведения письменных работ, заполнения анкет с множественными вариантами ответов или парных дискуссий на необременительные темы. Необходимо осознавать, что вам придется приложить колоссальные усилия, чтобы заставить некоторых людей пошевелиться, если это именно то, что вам на этот момент необходимо. Другой выход — организовать легкий обед со здоровой пищей, совершить оживленную прогулку между обедом и последующей сессией, удостовериться в том, что ни у кого из участников не припрятана плитка шоколада, и таким образом избежать обычного спада энергии.

Если наш тренинг каким-то образом имеет отношение к здоровому образу жизни и в нашем курсе есть холистическая или медицинская составляющая, то разумно будет подкрепить сказанное во время программы приемом такой пищи, которая отвечает нашим представлениям о здоровом питании и правильной диете. Этот принцип может быть также применен на программах по управлению стрессами или распределению времени. Например, добровольцы могут поэкспериментировать, в определенные дни не употребляя ни грамма кофеина, и отметить, как это отражается на графике, отмечающем уровень их энергии.

Энергия тренера

Иногда мы, тренеры, привыкаем к определенному течению событий, особенно если нам нужно проводить один и тот же курс снова и снова или же если мы обучаем одну и ту же группу на протяжении нескольких месяцев (или лет). Тренинг может казаться бесконечным оттого, что клиент требует слишком многого за слишком короткий срок. Возникает ощущение, что у нас никогда нет времени, чтобы сделать перерыв для восстановления собственных сил.

Это путь к личным и профессиональным проблемам. Если работа становится слишком тягостной или скучной, есть опасность изнурить себя или остановиться в развитии. Ваша эффективность снизится в основном потому, что вы будете меньше вкладывать в работу, ваш стиль ведения семинара станет неинтересным и вас неизбежно станут воспринимать как скучного преподавателя.

Когда целая отрасль профессионалов оказывается в подобном положении, как это, например, было с британскими учителями в начале XX века, это влечет за собой гораздо более серьезные последствия, так как под угрозой находится статус самой профессии. Если качество работы ставится под сомнение, а у обсуждаемых профессионалов недостаточно времени или сил, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, общий престиж профессии падает, она становится менее привлекательной для новичков; в такой ситуации может возникнуть необходимость в самых крайних мерах.

Тренеры должны внимательно относиться к себе. Если на вашем отделении работают другие ваши коллеги, договоритесь время от времени обмениваться курсами. Возможно, вы сможете найти способы обмениваться группами в середине курса, например превращая соло в дуэт, тем самым привнося больше динамики в происходящее; таким образом, у каждого из вас появятся новые возможности для профессионального роста (как и у ваших участников).

Посвящайте разработке курса столько же времени, сколько и его проведению. Хотя эти два вида деятельности полностью отделены друг от друга и противопоставлены друг другу, они хорошо друг друга дополняют.

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНИНГ ДЛЯ ТРЕНЕРОВ

Посещайте семинары, на которых вы сами сможете стать участником вдохновляющего тренинга. Отметьте, что лучше всего удается другим. Заимствуйте идеи, используйте упражнения. Вдохновите себя на создание новых версий существующих упражнений в результате ваших наблюдений за другими.

В течение нескольких месяцев я с удовольствием брал частные уроки игры на фортепиано, принимал участие в четырехдневном семинаре по стратегиям, направленным на поиск решений, и однодневном семинаре по построению обучающей организации. Все эти курсы оказались значимы для моих собственных проектов.

Тем, что вы читаете эту книгу, вы уже демонстрируете свое желание оторваться от повседневности и рутины. Если это нужно вам для вашего собственного вдохновения, то вам следует записаться на какой-нибудь семинар, неважно на какую тему. Это станет важным шагом на пути вашего личностного развития. Содержание курса будет иметь в ваших глазах свою ценность, но вы также сможете отслеживать приемы, которые использует тренер.

Поэтому любой тренер, посещающий дополнительный курс, получает от этого двойную выгоду.

Когда вы почувствуете прилив энергии, вы незамедлительно станете использовать ее во время проведения тренинга. Вам будет проще повышать уровень энергии группы в нужные моменты, например, когда нужно, чтобы участники выполняли ваши инструкции. В фильме «Общество мертвых поэтов» Робин Вильямс играет роль учителя, работающего в нерасположенном к нему классе, который может отказаться ему подчиняться. И действительно, когда он в первый раз просит класс переместиться и собраться вокруг него, он говорит: «Соберитесь вместе!», но ничего не происходит. Он заставляет класс подчиниться, просто сделав свой призыв более энергичным. Класс подчиняется, когда слышит более громкий и настойчивый призыв «Собраться вместе!».

Один тренер охарактеризовал такой стиль поведения как «действие под угрозой», несмотря на то, что восемь ее коллег с этим не согласились. Совершенно ясно, что то, что для одного человека будет «действием по принуждению», другой воспримет просто как настойчивую просьбу. Для этого тренера оказалось важным найти ту степень использования энергии для достижения подобного результата, где не нужно было бы использовать угрозы и принуждение. Немного поразмыслив, она решила, что она смогла бы справиться с этой ситуацией, если бы сказала: «Пожалуйста, соберитесь вместе!»

Энтузиазм

Если вы проявляете энтузиазм по отношению к своему предмету, вы найдете отклик практически в любой аудитории. Почувствовав вашу заинтересованность, слушатели захотят присоединиться к вам. Энтузиазм — настолько распространенный способ воздействия, что он связан даже с такими видами деятельности, о которых мы предпочли бы не слышать, например, его используют торговые агенты, расписывающие все прелести своего товара, услуг или системы ценностей. Тем не менее искренний и соответствующий ситуации энтузиазм является одной из главных составляющих харизмы, способности оратора или ведущего вести людей за собой за счет своего личного влияния.

Комбинация различных методов

Каждый тренер хорошо ориентируется в некоторых профессиональных дисциплинах, выходящих за рамки стандартной практики тренинга; он может увеличить ценность своего курса, проведя параллели между этими дисциплинами и основным предметом изучения. Один из способов — разработка упражнений, основанных на одной из дисциплин и подходящих для другой.

Вдохновляющий тренинг может подвигнуть вас на изучение различных других методик, из которых вы сможете заимствовать «рабочие» элементы для себя или участников и создать свою собственную композицию. Путем экспериментов вы и ваши участники создадите новые связи и обнаружите отличные способы для совершенствования тренинга и его развития.

Основоположники НЛП Ричард Бэндлер и Джон Гриндер (Bandler and Grinder, 1990) утверждают следующее: «Мы полагаем, что вы обязаны экспериментировать с каждым клиентом, чтобы стать более искусным в своих методах, так как через какое-то время вам придется оказывать помощь большему количеству людей и более сложными способами. Если, прикрываясь профессионализмом, вы не стремитесь расширить рамки своих умений и навыков, то вы не вполне понимаете смысл этого понятия. И профессионализм становится для вас еще одним способом самоограничения».

Любая удачная комбинация упражнений помогает генерировать необходимую вам энергию и получить отклик группы. Сознательно контролируя расходование энергии, можно влиять на темп работы и создавать контрасты, переходить от оживления к тишине, к ощущению воодушевления и «ожидания, что вот-вот что-то должно произойти». Вы можете заставить создать атмосферу покоя и сдержанности, а также ощущение напряженности и важности происходящего. Правильное распределение энергии — это необходимое условие сессии вдохновляющего обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ

•    Оценивайте уровень вашей энергии и уровень энергии группы.

•    Предлагайте участникам разнообразные двигательные упражнения.

•    Выходите на открытый воздух.

•    Помните, что вы можете как успокоить группу, так и повысить ее энергетический уровень.

•    Помните, что часто бывает полезно делать остановку перед тем, как двигаться дальше.

•    Посещайте курсы других тренеров, чтобы быть в курсе событий.





Комментарий к статье