Знакомство с использованием рисунков большого «Я»
Д. На своих курсах по Инструментам Духа мы просим, чтобы люди подписывали свои рисунки по окончании.
М. Мы затем просим, чтобы они подержали свои рисунки так, чтобы их могли увидеть другие.
Д. Мы говорим, что эти образы так же их отражают, как если бы они видели себя в зеркале. Что вы видите в зеркале — отражение «поверхностной структуры» своего маленького «я». Эти образы являются отражением «глубинной структуры» большого «Я».
М. Эти образы представляют нечто, что является в значительной степени непередаваемым. Нарисованное имеет значение для них самих, а то, что они видят, имеет значение для других людей. Помня об этом, мы просим, чтобы каждый потратил немного времени, побродив и молча посмотрев рисунки друг друга.
Д. Затем мы просим, чтобы все разбились на группы приблизительно по 4 или 5 человек в каждой и представились друг другу через свои рисунки.
М. Например, если бы мы с Робертом были в такой группе и я представлялся Роберту, я сказал бы нечто вроде: «Эй, я — Роберт. Я — это плавная энергия, которая получается из голубого с пурпурным с примесью золотого. Когда я — это мое большое «Я», то я экспансивно энергичен с любой стороны. Моя энергия просто течет. Я энергетическая сущность».
Д. Другие члены группы могут задавать вопросы о рисунке. Например, я мог бы сказать: «Роберт, я вижу, что это напоминает потоки энергии, разливающиеся в разные стороны от твоей сущности. Это намеренно?»
М. Да. В моем лице энергии намного больше, чем в моих руках или ногах. Словно она собирается в моем сердце и взрывается в моем лице. И еще вытекает во многих других направлениях.
А теперь внутри меня говорит мое маленькое «я»: «Но я ведь вовсе не это имел в виду, когда рисовал это». Мое маленькое «я» пытается противоречить тому, что я сказал.
Д. Маленькое «я» может застрять на поверхностной структуре и захотеть объяснить ее, а не заняться глубинной структурой.
М. Маленькое «я» хочет сказать: «Хорошо, если бы я был Микеланжело, это действительно выглядело бы правильно». Но это и на самом деле верно. Что нарисовал, то и есть. Это твое, останься с этим, а не пытайся отрицать это или как-то объяснять. Говорите: «Да, вот я. Разве это не интересно. У меня есть вся эта энергия, выходящая из меня, а больше всего ее в моем лице».
Д. Кстати, заметьте, что, представляясь, Роберт не говорил: «Эту картину я рисовал с себя, она отображает энергию, текущую во все стороны». Он сказал: «Я — это энергия, текущая во все стороны».
В качестве другого примера, если бы мне пришлось представляться посредством своего рисунка, я сказал бы: «Эй, меня тоже зовут Роберт. Я — это волшебная палочка многих различных цветов и энергий. А важно во мне то, что меня кто-то держит в руке. И рука, держащая меня, является важной составной частью моего большого «Я». Важно то, что я являюсь именно палочкой, а не цветом, который льется из меня, или рукой, которая держит меня».
М. Ты — палочка, которую держат, и из тебя льется эта красочная энергия. Д. Да.
М. Так и со мной. Члены нашей группы могут задавать вопросы о рисунке Роберта.
С. Цвет появляется, когда происходит чудо?
Д. Чудо на самом деле происходит где-то между рукой, палочкой и цветом.
С. Это все вместе?
Д. Да. Чудо в том, что из палочки в самом начале появляются цвета.
Снова заметьте, что я не просто говорю о своей картине, я говорю о самом себе. И, как говорил Роберт, не будем вдаваться в детали образа. То, что делаешь, говорит само за себя. А это совсем другое, чем разговор о картине.
Когда группа закончит представлять себя, пусть повесят свои рисунки на стену. Тогда вся комната увешана образами больших «Я». Они послужат напоминанием или «точкой контакта» для всех переживаний большого «Я».
Карта и территория
Иногда мы будем просить группу посмотреть по сторонам комнаты на все эти замечательные картины и шутливо спросим: «Интересно, а какой рисунок является верной картой наличия Духа?» По нашему мнению, спор об «истинности» карты большого «Я» все равно, что религиозная война. Ваше ощущение своего большого «Я» — это ведь личное переживание.
Уровень Духа выходит за пределы поведений и убеждений. Религиозность — это попытка воплотить духовное переживание в форму убеждений и поведения. Важно иметь в виду, однако, что эти убеждения и поведение — поверхностные структуры, которые пытаются олицетворить глубинную, более чувственную структуру.
Одно из важных предположений «Инструментов Духа», являющееся принципом НЛП, гласит, что «карта — это не территория». Независимо от того, какую карту мы рисуем или какие описания даем, это не будет территорией. Наше переживание гораздо ближе к глубинной структуре.