Результаты исследования

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Теоретический анализ показал, что традиционная ногайская семья в прошлом была патриархальной. Существовали две формы семьи -большая, охватывающая широкий круг родственников, и малая, детско-родительская. Согласно этнографическим и фольклорным данным, возглавляли большую родовую семью дед, отец и старший брат, которым беспрекословно подчинялись все другие ее члены.

Под влиянием социальных преобразований, произошедших в XX столетии, иерархическая структура отношений в ногайской семье претерпела существенные изменения. Прежде всего, это касается места мужчины как главы семьи. Как показали наши исследования, только 21,9% женщин-нагаек опираются на мнение мужа при решении различных проблем семейной жизни. При решении финансовых вопросов мнение мужа учитывают 18,3% жен; вопросов воспитания детей — 12,1%; вопросов ведения семейного хозяйства -10,9%.

Рис. 1. Учет обследуемыми респондентами мнения мужа по разным вопросам семейной жизни (%)

Рис. 1. Учет обследуемыми респондентами мнения мужа по разным вопросам семейной жизни (%)

Обсуждают с мужем проблемы детей 6,5% женщин; ситуацию на своей работе — 6,5%; советуются с ним по бытовым вопросам 4,8% женщин; по семейным вопросам — 3,6%; по вопросам совершения покупок — 2,4% (см. рисунок 1).

Большинство респондентов по-прежнему считают, что главой семьи является муж (см. рисунок 2).

Анализ результатов показал, что отношение мужа к жене в ногайских семьях выражается в следующих показателях (среднее значение в баллах): уважение (5 баллов); вежливость (5 баллов); требовательность (4 балла); сдержанность (4 балла); открытость (4 балла); эмоциональность (4 балла); понимание (4 балла); чуткость (4 балла); равноправие (4 балла); авторитарность (3 балла); конфликтность (2 балла); несдержанность (2 балла).

Рис. 2. Представления о главе семьи у обследуемых респондентов

Рис. 2. Представления о главе семьи у обследуемых респондентов

Полученные данные свидетельствуют о том, что ногайский менталитет, несомненно, претерпел изменения под влиянием новых тенденций социального развития общества. В современной ногайской семье, проживающей в условиях мультикультурного региона, отсутствуют притеснение и ущемление прав женщин; в отношениях супруга к жене доминируют уважение, признание ее равноправия, чуткость, вежливость, сдержанность, открытость, эмоциональность, понимание.

Следует отметить, что современные ногайские женщины охотно и без стеснения вступают в контакт с исследователем и высказывают свое мнение о мужчинах.

Как показали результаты опроса, больше всего они ценят в мужчинах своей национальности их уважительное отношение к себе (13,6%); ответственность (10,2%) и трудолюбие (10,2%). Далее идут следующие качества: верность (6,8%); работоспособность (6,8%); честность (5,6%); заботливость (3,4%); преданность (3,4%); сдержанность (3,4%); интеллектуальные качества (3,4%); хозяйственность (3,4%); отсутствие вредных привычек (2,3%); приверженность традициям (2,3%); проявление со стороны мужчины любви (2,3%); мужественность (2,3%) (см. рисунок 3).

Рис. 3. Достоинства мужчин-ногайцев, названные женщинами-респондентами

Рис. 3. Достоинства мужчин-ногайцев, названные женщинами-респондентами

Обращает на себя внимание тот факт, что для женщин особенно ценным является проявление со стороны мужа уважения, меньшее значение они придают проявлению любви к себе. Видимо, уважение ассоциируется с признанием мужчиной равноправия женщины, ее статуса как самостоятельного, активного субъекта семейной жизни, т. е. является выражением тех инновационных тенденций в супружеских отношениях, развитие и укрепление которых особенно благоприятно сказывается на социально-психологическом самочувствии женщины, открывает возможности для ее личностной самореализации. Возможно, этим же объясняется и низкая оценка таких качеств, как приверженность мужчины традициям и мужественность, ибо в этом усматривается угроза сохранения патриархальных форм отношений в семье.

Типичными недостатками своих мужей женщины-ногайки считают следующие качества и поведенческие проявления: пьянство (28,3%); вспыльчивость (8,3%); властность (5%); леность (5%); неверность (5%); гордость (3,3%); вредные привычки (3,3%); безразличие (3,3%) (см. рисунок 4).

С точки зрения респондентов, оказание взаимной помощи и поддержки между родственниками проявляется у представителей этой национальности часто (69%) или достаточно часто (23,3%). Больше всего в отношениях между родственниками ценится гостеприимство (73,3%).

Рис. 4. Типичные недостатки мужчин-ногайцев, названные женщинами-респондентами

Рис. 4. Типичные недостатки мужчин-ногайцев, названные женщинами-респондентами

33,3% ногайцев считают, что поддержание формальных связей или проявляется часто, или проявляется (26,6%); по мнению 6% респондентов, оно проявляется редко.

35,5% ногайцев указали, что в отношениях между родственниками свойственна сдержанность. 3% респондентов считают, что сдержанность не является характерной для родственных отношений ногайцев.

37,7% опрошенных считают, что неприятие в отношениях между родственниками не проявляется; 7% респондентов высказали противоположное мнение по этому вопросу.

В целом анализ показывает, что для родственных отношений ногайцев характерны следующие характеристики: взаимовыручка, взаимоуважение, оказание помощи, открытость, взаимопонимание, забота друг о друге, дружба, приветливость, гостеприимство, доброжелательность, добродушие, сдержанность, отзывчивость.

Заключение

Полученные в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что отрыв от исконных территорий проживания, утрата традиционного образа жизни и хозяйственного уклада, существующие в обществе социальные нормы поведения и общения оказали существенное воздействие на этническую культуру ногайцев, обусловив появление в ней модернизированных элементов. Можно предположить, что степень утраты традиционного комплекса бытовой культуры ногайцев в новых условиях их жизнедеятельности является результатом иноэтнических заимствований, что, в частности, сказывается на характере и форме организации семейно-родственных отношений. Напротив, у тех ногайцев-карагашей, которых не затронуло переселение (с. Лапас Харабалинского района), проявляется более стойкое сохранение традиционных элементов бытовой культуры. Здесь отмечается более консервативный уклад семейной жизни, приверженность патриархальным родственным отношениям, родоплеменной принадлежности.

Литература

  • Идрисов Э. Ш. К вопросу об этнокультурной характеристике ногайцев-карагашей в связи с преподаванием родного языка // Культурологический подход к изучению литературы, русского, иностранного и родного языков в общеобразовательных учреждениях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (12 марта 2005 г.). Астрахань, 2005.
  • Материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области (Астраханьстат). Астрахань, 2007.
  • Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. XIX-первая половина XX вв. М., 1983.
  • Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-психологические проблемы современной семьи и воспитания». Москва, 1-2 октября 2011 г. / Под ред. В. А. Кольцовой. М., 2013.




Комментарий к статье