В. Е. Семенов (Санкт-Петербург)
Задача данной статьи — взглянуть на современную Россию и ее духовно-нравственные, социальные перспективы с точки зрения авторской концепции российской полиментальности, т.е. базовых российских менталитетов, их совместимости и динамики, соответствия развития страны ее идейно-исторической и социально-психологической сущности.
В последние двадцать лет в отечественных социальных науках используется термин «менталитет» в самой разнообразной его трактовке. Мы определяем менталитет как исторически сложившееся групповое умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении (Семенов, 1997). Понятно, что менталитет, прежде всего, детерминируется историей, географическими и экологическими условиями, этнической спецификой, традициями, языком, фольклором, мифологией, религией и т. п.
Чаще всего в российских работах менталитет трактуется как некое социально-психологическое образование, присущее этносу, нации, народу, стране (например, Российский менталитет…, 1996; Современные.. ., 2005). Однако мнение о том, что у подобных больших социальных групп существует только единственный целостный менталитет, представляется крайне упрощенным. В нашем понимании такие макрогруппы отличаются полиментальностью (Семенов, 1999; 2000; 2008; 2009), т. е. наличием нескольких менталитетов в их сложном взаимососуществовании и взаимодействии (от совместимости и индифферентности до острой борьбы и конфликтов). Полиментальность является повседневной реальностью современного социального мира. Неслучайно стали проводиться конференции посвященные «ментальности российской провинции» (Ментальность.., 2005) или «сибирскому менталитету» (Культура…, 2003).
В нашей концепции, исходя из дедуктивно-теоретических предпосылок, основные менталитеты определяются философскими суперкатегориями-оппозициями: «Бог (дух)-идол (материя)» по вертикальной координате; «общество (коллектив, мы)-индивид (индивидуальность, Эго)» по горизонтальной координате. Конкретный индуктивно-эмпирический анализ разнообразных культурно-исторических и социопсихологических данных позволил автору еще в 1994 г. предложить типологию базовых российских менталитетов, а затем и более развернутое их обоснование и описание (Семенов, 1997; 2000).
Назовем эти российские менталитеты: российско-православный (имеющий тысячелетнюю историю на Руси и в России) (Не надо забывать и о других конфессиональных менталитетах, прежде всего, о российско-исламском, втором по распространенности среди религиозных менталитетов в России.); коллективистско-социалистический, просоциальный (сформировавшийся за три четверти века в СССР и имеющий истоки в крестьянской общине, рабочей артели, в деятельности народников и социалистов XIX-начала XX в.); индивидуалистско-капиталистический, либеральный, прозападный (формировавшийся в России, начиная с реформ Петра I, особенно после отмены крепостного права в 1861 г., и возрождающийся ныне скорее в одиозном виде); криминально-клановый, мафиозный (существовавший всегда, порожденный пороками людей и превратившийся в 1990-е годы в России в феномен «великой криминальной революции»).
Помимо указанных четырех основных менталитетов, следует еще назвать мозаично-эклектический псевдоменталитет как порождение «массовой культуры», СМИ, интернета, представляющий собой конгломерат «осколков» четырех базовых менталитетов и бесформенно «растекающийся» на пересечении вертикальной и горизонтальной координат (см. рисунок 1).
В принципе те же философские суперкатегории задают основные ментальности и для других стран, но с насыщением другим культурно-историческим конкретным содержанием. Например, в Италии можно обнаружить: латино-католическую ментальность; левый коммунистический менталитет; индивидуалистско-буржуазное умонастроение и все тот же «древнейший» криминально-мафиозный менталитет. В этом заключается эвристическо-методологическое значение предложенной нами типологии для анализа полиментальности, например, в сравнительных кросс-культурных исследованиях.
Подобная полиментальность может быть выражена следующей дескриптивной формулой:, где ПМ — полиментальность, / — знак функции, Мр— религиозный менталитет основной конфессии, Мк — коллективистский менталитет, Ми — индивидуалистический менталитет, Мкк — криминально-клановый менталитет, Пэ — эклектический псевдоменталитет. При этом каждый составляющий менталитет имеет свой количественный вес. И их сумма составляет 1 (целую единицу) или 100%.