Постановка проблемы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Феномен разрыва поколений, описанный в научной и художественной литературе, вместе с тем не получил еще должного психологического объяснения. Мы связываем его с трансформацией и кризисом традиционных моделей семьи в сложные исторические периоды (см. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи…, 2013). Традиционные, или нормативные, для разных культур модели семьи, как правило, содержат установки на сотрудничество и подчинение младших членов семьи старшим. Распределение отношений власти и ответственности, эмоциональной близости членов семьи не выдерживает давления новых идеологий.

Литературные интерпретации проблемы «отцов» и «детей» в России XIX в.: «гамлеты» против «дон кихотов»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Литература в России в XIX в. заменяла общественную мысль, философию, этику (Чернышевский, 1951; Иванов-Разумник, 1911). Поиск ответов на психологические и нравственные вопросы именно в литературе связан с высокой миссией, которую в России осознавали и выполняли писатели, а также существующими в обществе культурными потребностями, определявшими огромный интерес к художественному творчеству. Особенно ярко данная тенденция обозначилась начиная со второй половины XIX в. Литературная критика напоминала социально-психологический анализ произведений (В. Г. Белинский, В. Н. Ивановский, В. Ф. Садовник и др.). Классическая литература отличалась психологическим реализмом и, по сути, выступала в качестве важного способа исследования внутреннего мира человека (Кольцова, 2004).

Психологический анализ Гамлета в России начала XX столетия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Образ Гамлета послужил источником и катализатором рождения целого ряда научных проблем в психологии. Так, дипломная работа Л. С. Выготского была посвящена психологическому анализу шекспировского Гамлета. «Связь с отцом, с матерью — родительская, кровная, телесная — передала его душе темный и ужасный момент завязки, момент убийства. Один конец нити оборван, и это мгновенно отдается на его другом конце» (Выготский, 1987, с. 268). Гамлет анализировался Выготским сквозь призму конфликтов с ближайшим окружением. Потеря связи с отцом определялась ученым как внутренняя катастрофа для героя.

Рациональный подход к анализу разрыва поколений: поколение как функция исторического времени в европейской науке XIX-начала XX столетий

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Если в России в XIX в. анализ поколений осуществлялся средствами литературы, то в Европе этими вопросами занимались историки. Опыт Французской революции, смена привычного образа жизни в рамках сословных предписаний стимулировали социологический и исторический анализ межпоколенческих отношений. Дж. Дромел, А. Корно и Г. Ферар во Франции в 1860-1870-х годов предпринимают попытки эмпирического исследования поколений. Поиск объективных критериев описания поколений приводит авторов к предположению, что смена возрастных когорт связана с биологическими циклами, и, соответственно, к определению промежутков, отделяющих одно поколение от другого -15,30 лет и даже 33 года.

Становление и развитие социологии поколений

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Социология поколений восходит к работам Карла Мангейма. Под поколениями он понимал общности, локализованные во времени (Mannheim,1970). Мангейм первым стал исследовать поколение как массовидное явление в отличие от предыдущих исследователей, которых интересовали фактически интеллектуальные (политические, литературные, культурные) элиты. Он писал о потерянном послевоенном поколении, к которому принадлежал и сам. В своем социологическом анализе Мангейм опирается на искусствоведческие работы Пиндерса, его представление о стиле поколения, который определяется основным мотивом деятельности (Мангейм, 1994).

Интерпретации Гамлета и Дон Кихота в отечественном и мировом кинематографе во второй половине XX столетия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Советский режиссер Григорий Козинцев с психологически значимой разницей в 7 лет экранизировал две драмы — «Дон Кихот» (1957 г., в главной роли — Николай Черкасов) и «Гамлет» (1964 г., в главной роли — Иннокентий Смоктуновский). Оба фильма стали кинематографической классикой благодаря психологической убедительности исполнения выдающимися отечественными артистами.

Возврат к проблеме конфликта поколений («гамлетов» и «дон кихотов») в современной отечественной социологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Традиция деления поколения на сильных («гамлетов») и слабых («дон кихотов») странным образом перешла в современную отечественную социологию. Сборник статей ведущих российских социологов («Отцы и дети», 2005) имеет то же название, что и роман Тургенева, а при описании поколений его авторы используют тургеневское деление на «гамлетов» и «дон кихотов». Однако сместились акценты в оценке героев. В XIX в. слабым, безвольным считался Гамлет, а не Дон Кихот. В XXI в., похоже, ценят способность по-гамлетовски воплощать максимум конфликтов своей эпохи. Личность героя соотносится с масштабом и задачами эпохи.