Менталитет — феномен духовного порядка, но проявляется он и в материализованных формах: речи, письме, поступках, поведении, реакциях и т. д. Он характеризуется константностью, стойкостью, продолжительностью, ориентирован на традицию, отражает глубинные качества жизнепроявлений. Ключевое значение обретает понятие «менталитет социума».
В целом менталитет как совокупность типичных способов поведения и мышления упорядочивает жизнедеятельность людей, содействует устойчивости общества. Механизм формирования менталитета связан с воспитанием, неформальным (семья, среда, народная педагогика) и школьным образованием. Ментальные качества, содержащиеся в коллективной памяти народа, способствуют адаптации человека к меняющейся действительности. Духовные богатства народов должны быть сохранены, и только путем постепенного диалога и мирного синтеза культур можно избежать трагической участи целых поколений, поглощаемых глобализмом.
Менталитет формируется в процессе непосредственной коллективной деятельности и обладает высокой степенью устойчивости, поскольку эволюционирует относительно медленно. Он изменяется в деятельности больших масс людей. Так, трансформации в системе крупных народностей заметны лишь при сопоставлении в границах разных исторических эпох. Помимо высокой степени устойчивости, особенностью менталитета является то, что в нем содержится бессознательная составляющая, чем обусловлена наибольшая сложность его исследования: в нем переплетены феномены иррационального и рационального.
В силу перечисленных особенностей менталитет обеспечивает константность этноса, социума, группы, преемственность в культуре, поддерживает оптимальное взаимодействие между ее предшествующими и последующими состояниями, между традицией и инновацией. Сказанное предполагает, что в случае активного целенаправленного формирования необходимо осторожное длительное воздействие на основе только и исключительно природосообразных критериев, оправдывающих подобное воздействие средствами культуры и образования. «Ни при каких обстоятельствах предпринимаемые вмешательства в зону ментальности, в те или иные ментальные преобразования не могут быть принудительными, основанными на силовых методах подавления неугодных кому бы то ни было характеристик ментальности, как личности, так и социума в целом» (Гершунский, 1998, с. 112).
Благодаря менталитету инновационные включения, постепенно трансформируясь, становятся элементами данного культурно-исторического типа, те же, которые не вписываются в существующую систему мировосприятия, отвергаются. Иначе говоря, менталитет выполняет функцию «фильтра», принимая в систему культуры только те инновационные компоненты, которые для нее «органичны» в силу ее исторической подготовленности к их восприятию. В этом смысле менталитет характеризуется некоей стабильностью, устойчивостью. Менталитет влияет на способ адаптации к специфике данной культуры внешних воздействий, и, на наш взгляд, сводит к минимуму нововведения. В качестве иллюстрации обратимся к трактовке основного принципа теории «естественного права», на который ссылается в своей работе С. В. Перевезенцев. У западных правоведов (Гроция, Пуфендорфа, Вольфа) он звучал так: «Человек должен относиться к себе самому, к ближним своим и к Богу с разумом; обязан разумно распоряжаться своей судьбой». У В. Татищева представлена следующая его трактовка: «Люби себя самого с разумом, люби ближнего своего, люби Бога». Мы видим, что есть существенная разница в его интерпретации, объяснить которую можно особенностями менталитета русского человека и представителей Запада, особенностями развития России и Европы (Перевезенцев, 2007). Именно менталитет выступает в роли внутреннего системообразующего фактора, скрепляющего общности, помогающего сберечь их, предохранить от распада. При помощи менталитета фиксируется устойчивое соотношение социокультурных координат, которые, выстраиваясь в иерархическую систему, поддерживают целостность картины мира. Особенности современной социальной жизни подтверждают, что сегодня происходит «ментальное сопротивление чуждым инновационным нововведениям». Таким образом, менталитет выступает основой целостного образа жизни.
Итак, селективная роль может быть представлена в виде защитной функции, выражающейся в устойчивой способности сохранять коллективный опыт человечества, обеспечивать целостность культурного универсума, противостоять агрессивному внешнему воздействию, нацеленному на его разрушение.