МАРКЕТИНГ МАТРИМОНИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО И ВОВРЕМЯ ХВАЛИТЬ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Известный психолог Э. Берн, описывая психологию человеческого общения и рассматривая процедуры и ритуалы, которые это общение обеспечивают, говорил о «поглаживании» как одном из основных социальных действий. «Обмен такими “поглаживаниями” образует трансакцию, которую мы также считаем элементом общения» (Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческих взаимоотношений. Минск, 2005.4-е изд. С. 8.). Иными словами, похвалить что-нибудь в американской культуре возможно и при горизонтальных отношениях, поскольку такая похвала (или комплимент) есть демонстрация дружелюбия или просто хорошего тона. А теперь вспомним, как относятся к подобным комплиментам в российской культуре. Думаю, все были или хотя бы наблюдали ситуацию, когда кто-нибудь (даже знакомый человек) обращает внимание и публично одобряет какой-нибудь элемент одежды своего собеседника. Собеседник, смущаясь, будет долго оправдываться по поводу того, что он купил это на распродаже, давно не стирал, досталось даром, уже слегка протерлось и т. д. Признать и принять похвалу даже по поводу своей одежды оказывается очень сложным. А об одобрении твоей профессиональной деятельности и говорить не приходится: одобрить может только «старший по званию».

24. Свадебное застолье в доме жениха. Жених и невеста сидят по одну сторону стола, разделять их углом плохая примета. По правую руку от невесты -подруга и божатка, отвечающие за ее «славу*. Середина 1970-х годов. Гереснято А. Цветковой Июль 2010 г. Деревня Ценогора Дешуконского района Архангельской области.

24. Свадебное застолье в доме жениха. Жених и невеста сидят по одну сторону стола, разделять их углом плохая примета. По правую руку от невесты -подруга и божатка, отвечающие за ее «славу*. Середина 1970-х годов. Гереснято А. Цветковой Июль 2010 г. Деревня Ценогора Дешуконского района Архангельской области.

Для того чтобы понять специфику похвалы, необходимо определить модель этого действия. Для этого я воспользовалась исследованиями в области аналитической философии и логического анализа языка (В первую очередь речь идвт о классических трудах Дж. Остина и Дж. Р. Серля.) . Под похвалой я понимаю коммуникативный акт, обладающий специфической формой: в нем участвуют как минимум два актора, один из которых положительно оценивает поступок или качество другого актора или же объект, ему принадлежащий. Например: мне нравятся твои ботинки; тебя хорошо подстригли; у тебя крутая машина; у тебя очень красивая собака; твой малыш такой хорошенький, у тебя было отличное выступление и т. д. Чаще всего похвала реализуется в форме высказывания (собственно похвальные слова), содержание и форма которого определяются в первую очередь «иллокутивными намерениями» говорящего (первого актора) и «перлокутивным эффектом» самого высказывания, который выражается в реакции на это выказывание второго актора. Похвала может быть чистым перформативом, если речевое высказывание будет иметь следующую конструкцию: я хвалю тебя или это похвально. В этом случае действие похвалы заключается в самом высказывании, а иллокутивное намерение адресанта — в одобрении кого-либо, чего-либо. Тогда, в зависимости от реакции адресата, похвала может стать удачной или неудачной. «Перлокутивный эффект» похвалы заключается в ее удачности или неудачно-сти и зависит от ситуаций, в которых она может быть допустима, желательна или, наоборот, невозможна. Как выясняется, такое речевое действие обязательно предполагает определенный социальный шаблон или рамку. Одним из таких шаблонов оказывается ритуал. Похвала встречается не только в повседневных практиках общения, но и в практиках ритуальных. Так, похвала обязательна для русского свадебного обряда, каким мы его знаем по описаниям первой половины XX века.

Один из этапов севернорусского свадебного обряда называется хваленьем: «Когда поют величальные песни в честь жениха, невесты. Например, вечером идут к жениху, тут хваленье начинается, хвалятся. У невесты — свадьба, у жениха — хваленье»(Словарь русских говоров Карелии и согределькых областей. СПб, 2005. Выг. 6. С. 700.) . В описании свадебного обряда Заонежья хваленьем называлось празднование бракосочетания в доме жениха после венчания (Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX- начало XX в.). Петрозаводск, 2001. С. 237-247.) . На хваленье собиралось много молодежи и недавно поженившихся пар. На хваленье было два стола: сначала чайный стол, потом ужина, когда хозяева начинали угощать гостей. Интересно то, что в хваленье особенно боялись порчи: «Если на “хваленье» появлялся человек, за которым знали грехи, связанные с “порчей», его усиленно угощали водкой, чтобы он не вздумал как-нибудь подшутить» (Там же. С. 238-239.) . В других упоминаниях хваленья также можно встретить подобный факт: чтобы колдун не «испортил молодых», его на хваленье усердно поили (Логинов Н. К Материальная культура и производственно-бытовая магия русски* Заонежья. СПб.. 1993. С. 130.) . Событие хваленья многообразно отражено в свадебной лирике. Например:

Они пьют, едят да чванятся,
Да промежду собой хвалятся:
«Да у Василья невеста хороша,
Да что Авдотья-то
Павловна-душа» (Нолпатва И. П. Лирика русской свадьбы Л , 1973. С. 145.) .

В этом тексте называется действие, которое совершается гостями. Кроме того, названа и форма похвального высказывания: невесту хвалят за что, что она хороша. Прочитав подряд большое количество традиционных лирических песен, я задумалась о том, кого на самом деле хвалят, кому адресованы похвальные слова. Мы имеем дело с адресатом похвальных слов, ритуальных или повседневных, то есть с тем, к кому они обращены, и объектом — с тем, о чем или о ком эти похвальные слова. При этом адресат и объект похвалы могут совпадать или не совпадать. Рассмотрим пример с разными объектами похвалы (явными и скрытыми) в пределах одного высказывания.

Перебор светел месяц,
Он перебрал все дробны звезды,
Выбрал себе заряночку,
Хоть маленька — очень ясненька!
Перебрал Николяюшка,
Перебрал красных девушек,
Выбрал себе Авдотьюшку!
Хоть маленька, очень умненька,
Хоть тоненька — развеселенька,
Горницей идет потихохоньку,
Чару берет помалехоньку.
Кланяется все низешенько (Обрядовая поэзия / Сост. В.И. Жекулина, А.Н. Розов М„ 1989. С. 482.).

В сборнике, в котором я прочитала текст этой свадебной величальной песни, указано, что адресатом является невеста, эту песню поют ей. К сожалению, кто поет — не указано. Итак, текст является похвальным высказыванием. Объектом похвалы является Авдотьюшка, именно про нее поют эту песню. Оцениваются ее ум, развеселость и то, что она всем низко кланяется, тихо идет, чару берет помалехоньку; выхваляются ее внешние качества — ясные очи. Но кроме невесты Авдотьюшки, которая является главным объектом этого похвального высказывания, в тексте присутствует еще один персонаж, который выполняет функцию второго объекта похвального высказывания, — Николяюшка. Единственное, что мы о нем знаем, это то, что он сделал свой выбор, и выбор, очевидно, правильный, потому что Авдотьюшка умница и красавица. Получается, что адресат величальной песни — невеста, но объектом похвального высказывания оказывается не только и не столько она, но жених, так как оцениваются не качества невесты, но поступок (выбор) жениха.

Другой пример из традиционной колядки:

Как Иван-то живет хорошохонько,
У него жона хороша, да умнехонька:
Она пиво не пьет,
Вино в рот не берет.
Хоть и бражку не пьет
Золотым ковшом.
Она по двору пройдет,
Как павынька проплывет  (там же. с. 46.) .

Похвала первого объекта (Ивана) заключается в том, что оценивается и выхваливается второй объект (его жена). Похвала второго объекта заключается в констатации того, что жена умна, хороша и не пьет. Большую часть текста занимает похвала второго объекта. Однако на самом деле зто лишь развернутая похвала первого объекта. Главная его положительная оценка в том, что он хорошо живет: это «хорошо живет» заключается как раз в том, что у него достойная жена. Перед нами опять сложно организованное похвальное высказывание, которое условно можно назвать похвала в похвале.

Если мы спроецируем выявленную конструкцию похвала в похвале на описанную выше ситуацию современного застолья, то окажется, что наш моцарт не адресат и не единственный объект похвалы. Эти похвальные слова как бы и про него, но не ему. Ведь он не сам ходит в школу, спортом или музыкой его надо заставлять заниматься и т. д. Только терпение и труд родителей помогли и помогут этому ребенку стать достойным членом общества. Вторым и, без сомнения, основным, хотя и скрытым объектом застольной похвалы оказывается семья моцарта. По сути, ребенок всем хорош, потому что его родители хороши. В былинах умный похваляется на пиру родом-племенем, то есть предками, глупый — женой. На современном пиру похваляются опять-таки родом-племенем, но не предками, а потомками.

Родители в детстве учили стишки про хвастунишек и знают, что хвастаться нехорошо. В нашей культуре недопустима прямая и честная похвала самому себе. Достоинства надо скрывать. Большинству россиян довольно сложно написать собственное CV для трудоустройства именно потому, что нет практики рассказывания о своих достоинствах, включая профессиональные. Возникает вопрос: почему хвалить можно только другого, но не себя? Почему невозможно прямо заявить, что я хороший родитель, и для этого необходимо выхваливать своего ребенка и его таланты, а в худшем случае и верить в них? Почему вообще нужно доказывать и предъявлять то, что ты хороший родитель?

Немаловажную роль здесь играет сама ситуация застолья. Как я уже заметила, похвала и похвальба допустимы, если они оказываются ритуально организованными. А.Я. Гуревич, описывая скальдическую культуру, отмечал, что скальдов сажали на почетную скамью в пиршественной палате конунга. К их советам прислушивались, а сочиняемые ими хвалебные песни высоко ценили, так как считалось, что восхваление скальдом хавдинга (предводителя, главы рода) не просто увеличивает его славу среди людей, но умножает его удачу, его фарт. «Слово, по тогдашним представлениям, обладало магической силой: доброе, хвалебное слово имело положительного влияние на того, к кому оно было обращено, тогда как хула могла произвести самое губительное действие» (Гуревич А.Я. Древние германцы. Викинги// Гуревич А.Я. Избранные труды. М.: СПб. 1999. Т. 1.С. 267.) .

В ритуальных практиках хвалиться не только можно, но и необходимо. И в нашей культуре зто допустимо. Вспомним хотя бы богатырей из русских былин, которые постоянно хвалятся во время застолья. Список того, чем хвалятся богатыри, хоть и ограничен, но также не исчерпывается одним объектом. При этом они хвалятся в строго регламентированное время — на пиру у князя Владимира; и в специальном локусе — за похвальным столом: «Собирал свет солнышко Владимир князь… почестен пир да похвален стол. Да вот почестен пир. право, похвальней-от стол, да собиралися девяносто ли пять руськию богатырей» (Словарь русских народных говоров. СПб, 1996. Вып. 30. С. 342.) .

Былинная похвальба сводится к трем видам: глупая (сестрой, детьми, женой); иная (своими заслугами); умная (родом, родителями):

Ище сильней-от хвастат да многой силой,
Да наездник-от хвастат да коньми добрыма,
Да вельможа-та хвастат да золотой казной,
Ище глупой-от хвастат да красной девицэй,
Да безумной-от хвастат да молодой женой,

 Ище умной-от хвастат да старой матерью (Былины: В 25 г (Свод русского фольклора). Т. 3. Былины Мезени. СПб; М„ 2003. С. 182 (Добрыня Никитич и Василий Казимирович. №23).) .

Сюжет завязывается, когда у присутствующих на пиру возникают сомнения в правдивости сказанного о себе богатырем:

А в оцях детинушка завираицсэ —
А напился детина зелена вина!
Ишше где ёму проехать дорога прямохожая,
Прямохожая дорожка, прямоежжая?

Залета эта дороженька ровно триццать лет! (Бьлины: В 25 т. (Свод русского фольклора). Т. 3. Былины Мезени. СПб: М„ 2003 С. 323 (Илья Муромец и Соловей-разбойник. № 68).)





Комментарий к статье