ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ И ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК: ПРИНЦИП РИТУАЛЬНОЙ АНФИЛАДЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


КОСТЮМЫ, АТРИБУТЫ, ЖАНРОВЫЙ РЕПЕРТУАР

Первое сентября — редкий по строгости дресс-кода праздник. Мальчики приходят в школу в строгих костюмах или темных брюках с жилетами. Абсолютно обязательны белые рубашки, дополненные галстуком-бабочкой или обычным галстуком. Девочкам в праздник предписаны юбка или сарафан (брюки табуированы, хотя обычно старшеклассницы предпочитают ходить в школу в брюках), жилет, пиджак. Часто костюмы (и мальчикам, и девочкам) шьются в специальных ателье или на фабриках как униформа школы или гимназии. Специальными девичьими аксессуарами уже многие десятилетия остаются белые колготки или гольфы и белые банты. Банты 1 сентября принимают гротескные формы — размер их частенько превосходит размер головы носительницы  (Об истории школьной формы см.: Леонтьева С. Советская школьная форма: канон и повседневность// Теория модь (Одежда. Тело. Культура). 2008. № 9. С. 47-79: Руднова Л., Валина М Размышления о школьной форме (по материалам произведений детской и автобиографической литературы)// Теория моды (Одежда. Тело. Культура). 2011. № 9. С. 25-42.) . «Самым привлекательным и выделяющимся элементом школьной формы был, пожалуй, бант. Банты традиционно были разнообразны: из шелка, шифона, атласа, капрона и других материалов и, по правилам, должны быть белыми, черными или коричневыми, но иногда их цвет отступал от дресс-кода. <…> Школьные банты были воплощением юности и первых романтических чувств. Бант всегда вызывал интерес мальчиков в начальной школе: они или дергали девочек за косы и развязывали их банты, или тихо восхищались этими красивыми воздушными украшениями девичьих волос и смутно ощущали их привлекательность»  (Руднова Л., Валина М. Размышления о школьной форме… С 62.).

Современная школьная форма, несомненно, ориентирована надресс-код офисов и контор. Отличительная его черта — нарядность и строгость. От школьных форм прошлых поколений современная отличается явной бюрократизированностью. Это не военная (кители, гимнастерки, фуражки мужской формы от гимназической до послевоенной школьной), не рабочая (фартуки и манжеты женской вплоть до конца советской эпохи или халаты 1930-х), не спортивная (синие куртки и брюки из «антивандальной» ткани для мальчиков 70-х годов XX века) униформа. Современная школьная форма — уменьшенная модель взрослой одежды людей, занимающихся офисной деятельностью. Специфическими по сравнению с офисной одеждой деталями являются девичьи чулочно-носочные изделия и головной убор — недаром именно они и остаются знаками девства и невинности.

83. Худ. Куприянова Г. 1 сентября М., 1976

83. Худ. Куприянова Г. 1 сентября М., 1976

Обязательным атрибутом праздника 1 сентября является школьный звонок. Вообще звонок — это лишь электрический или электронный звуковой сигнал, запрограммированный под школьное расписание. Но 1 сентября звонок материализуется в архаизированный медный колокол с ручкой, украшенной красным бантом (сохранение архаических форм — один из признаков ритуалов). Именно им дети сами дают сигнал к началу обучения, демонстрируя добровольность подчинения дисциплине и расписанию.

Не менее обязательным атрибутом и иконическим знаком праздника является букет цветов. Рассматривая открытки разных лет, посвяшенные 1 сентября, можно заметить тенденцию к экзотизации современных букетов. Профессиональная упаковка современных школьных букетов заменяет идею цветов из собственного сада, характерную для школьных букетов советских времен, и маркирует «статусные» букеты, предназначенные школьным чиновникам: директору и завучам школы. Традиция дарения цветов учителям имеет недолгую историю: в 50—60-е годы XX века она только-только зарождалась. Кроме того, дарение цветов учителям абсолютно неизвестно в большинстве стран с богатой школьной историей. Откуда возникла эта изобретенная советская традиция — вопрос, требующий отдельного исследования. Но метафора «дети — цветы жизни» (одна из самых распространенных в советском дискурсе) делает вручение школьником цветов учителю актом вручения себя  (Лотти Ю.М. «»Договор» в“вручение себя” как архетипические модели культуры» // Лотман Ю.М. Иабр. статьи: В 3 т. Таллин, 1993. Т. 3. С. 345-355.). Словесный код ритуала 1 сентября богат широким жанровым репертуаром плакатов, стихотворных декламаций, торжественных речей, клятв и песен. Так. один из настрадавшихся родителей подсчитал, что песня «Учат в школе»- ( «Чему учат в школе» (Музыкальная сказка «Дважды два — четыре»). Слова М. Пляцковского Музыка В. Шаинского.) своеобразный гимн праздника, прозвучала 1 сентября 2011 года семь раз.

Похоже, праздник 1 сентября обладает всеми чертами переходного обряда. Пациенсы ритуала — первоклассники. Посредством декламации стихотворений, предписанных сценарием, в которых к ним так обращаются, они меняют имя, а следовательно, и статус. Первоклассникам предписан отказ от родительской опеки. Родители источают беспокойство и старательность в исполнении новых правил, с ними тоже происходят социальные и эмоциональные изменения, правда, никак не оформляемые ритуальным текстом. Новый костюм детей выдает сценарные ориентиры школьного обучения: нарядность, аккуратность клерка и отчетливость гендерных ролей (строгость костюма мальчиков и инфантильность девичьих гольфиков, легкомыслие белых бантов). Первый звонок как акустический сигнал начала жизни по расписанию, порядка, дисциплины (ср.: гудки транспорта, звонки театральных представлений, заводские гудки) в праздничном регистре представлен старинным колокольчиком. Право звонить в колокол в праздничной обстановке делегируется самой маленькой и очаровательной первокласснице, несомой самым мужественным одиннадцатиклассником. Соответствие стандартам возраста поощряется правом дать сигнал к началу своей же учебы (Ср. с выбором Снегурочки в школьных и детсадовских карнавалах. Если в постсоветское время выборы Снегурочки были отменены, то выборы звонящей в колокольчик девочки остались актуальной ритуальной практикой.) Первоклассники оказываются взрослыми по сравнению с самими собой вчерашними и — меньше маленького в новой для них школьной иерархии. Формы «не-своей» ритуальной речи типа клятвы от 1-го лица множественного числа дают опыт говорения, за который не несешь персональной ответственности. И самое главное — знание и учеба не обладают никакими отчетливыми чертами. Они никак не представлены на этом празднике, не они, похоже, являются ценностью.





Комментарий к статье