ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ И ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК: ПРИНЦИП РИТУАЛЬНОЙ АНФИЛАДЫ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

Праздник последнего звонка отмечается каждый год 25 мая выпускниками 11-го класса. Дресс-код праздника калькирует костюм 1 сентября. В последнее время девочки не просто надевают нарядный вариант школьной формы (определяемый формулой «белый верх, черный низ»), а специально для праздника покупают советские школьные платья и белые фартуки. Также копируются белые гольфы и банты начальной школы. В этот день выпускника можно узнать по псевдоорденской ленте через плечо с надписью «Выпускник-/год выпуска/». Ориентация на костюм младшей школы выдает тему ностальгии по началу, истокам школьности. Заглавным атрибутом ритуала становится Последний звонок: все тот же медный ручной колокольчик дает сигнал окончания уроков/школьной жизни. Тема завершения учебы и овладения корпусом знаний вытеснена из ритуала темой проводов выпускников из школы, которая стала за годы учебы родной. Родство со школой — доминанта стихотворного сопровождения праздника:

Еще недавно, прячась за букеты,
Входили вы с волненьем в первый класс.
И вот уже напутственным советом
Родная школа провожает вас(Николаева Е. Выпускникам. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя». Коллекция «Напутствия учителей выпускникам». URL: http://zanimatika.narod.nj/ Narabotkil5_l_5.htm!) .

Дети, родные, желаю удачу поймать.
Верить в себя, но и школьных друзей не терять.
Помните, что я всегда вас с надеждою жду.
Трудно вам будет — звоните, на помощь приду  ( Беличенко 1 Форум «Педсовета». Гам же.).

84. Пермиловекая восьмилетняя шнола. 1-3 классы. 1983 г. Холмогорский район Архангельской обл. Из деревенского семейного архива. Переснято И. Веселовой. 2007 г Деревня Кимжа Мезенского района Архангельской области

84. Пермиловекая восьмилетняя шнола. 1-3 классы. 1983 г. Холмогорский район Архангельской обл. Из деревенского семейного архива. Переснято И. Веселовой. 2007 г Деревня Кимжа Мезенского района Архангельской области

Апофеоз школьной жизни приходится на награждение выпускников. Вручение школьных золотых и серебряных медалей, грамот, благодарностей и похвальных листов демонстрирует сложившуюся за годы обучения иерархию социального успеха. Школа как государственный институт награждает бенефициариев грамотами  («Грамота, благодарственное письмо, диплом, похвальный лист, сертификат, свидетельство — это неотъемлемые атрибуты торжественных церемоний. Кроме того, наградные документы — важные детали фирменного стиля. Эти носители фирменной символики размещают в качестве украшений в офисах и домашних кабинетах. Следовательно, к дизайну и качеству подобной продукции следует относиться с особым вниманием». URL: http://politech.ru/content/ grarmta-blagotiarsTuennoe-pisnno-pokhvalnyi list). В этот момент педколлектив публично и символически поощряет компетенции современных «легистов». Финальный ритуал обучения фиксирует сложившиеся отношения подчинения и патронажа. Последний звонок в своих речевых жанрах, действиях, атрибутах как ритуал оформляет отпуск выпускников из хронотопа школы, но не из власти государства. Государственные смыслы, созданные школой, создают своего рода этос школы.

Одно из качеств школьного зтоса, усваиваемого всеми выпускниками, — предначертанностъ пути. Эта семантика реализуется в мотиве жизни как школьного учебника: собственная жизнь дана школьнику/выпускнику как школьный задачник, составленный для тебя, но не тобой. Да, повесть о детстве подходит к развязке, дописаны главы, досмотрены сны. Уже не надеясь на чьи-то подсказки, Вы сами решать все задачи должны (Агеева И.Д. Выпускникам. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя»». Коллекция «Напутствия учителей выпускникам». URL http://zanimatika.narod.ru/ Narabotkil5_l_5.html) . Другой мотив, реализующий идею предначертанности, — это мотив пути и открытых дверей. Освобождение в конце школьного обучения оборачивается составленным маршрутом дальнейшего перемещения клиента. Двери перед выпускником кто-то открывает, направление задано, пределы обозначены.

Учебным будням время бьет отбой —
В неведомый простор открыта дверца.
А ты в далекий путь возьми с собой
Частицу от учительского сердца (3апятнии Е. Выпускникам. Там же.) .

Перед тобой открыты все пути:
Восток и запад, север, юг, столица…
Но если хочешь далеко пойти,
То вовремя сумей остановиться (Абратн А. Выпускникам. Там же.) .

85. Учительница со школьниками. 1970-е годы. Из коллекции музея «Дом деда Мартына». Переснято И. Веселовой. 2007 г. Деревня Селище Лешуконского района Архангельской области

85. Учительница со школьниками. 1970-е годы. Из коллекции музея «Дом деда Мартына». Переснято И. Веселовой. 2007 г. Деревня Селище Лешуконского района Архангельской области

Сравним постулируемую праздником последнего звонка жизненную программу с нормой модерности, постулируемой так называемым творческим классом. «Миром правит многообразие. Вопросы, а не ответы определяют будущее. И на пути в будущее не надейтесь на помощь ваших технологий, потому что, как однажды сказал Пабло Пикассо, “компьютеры бесполезны. Все, что они могут нам дать, — это ответы на наши вопросы». Поэтому, если вы способны задавать нужные вопросы, вопросы уникальные, и способны задавать их быстрее, чем другие, успех вам гарантирован» (Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. СГ6, 2001. С. 51.) . Школьная установка на решение задач далека от установки на проблематизацию и создание собственного мира.

86 . Худ. Китаев Л.И. Выпускницы. Без м. изд: Советский художник, 1954

86 . Худ. Китаев Л.И. Выпускницы. Без м. изд: Советский художник, 1954

Как известно, десять самых востребованных на рынке труда профессий в каждый отдельно взятый момент еще не существовали пять лет назад, то есть когда выпускник школы выбирает университет, он не имеет на руках перечня возможных профессий, его еще просто нет. Имеет ли смысл решать задачи, ответы на которые давно никого не интересуют? Итогом школьного обучения становится инкорпорация ценностей государства в сознание его граждан. Прежде всего такой ценностью становится квазиродство со школой, не с соучениками, а именно со школой и учителями. Учительница вживается в роль «мамы». Власть же кровных родственников к моменту выпуска уже должна быть окончательно подорвана их страхом и подчинением школьной/государ-ственной системе. «Ребенок за годы обучения в школе должен получить огромный опыт подчинения, также он должен приобрести маленький опыт власти»  (Поддубный И. Начало школьного пути. Сайт «1 сентября». URL: http://lsentyabiya.ru/start/ Preparation/2011/03/18/ , Preparation!?154.html). Опыт подчинения и власти, отношений клиента и патрона, взыскания оценки со стороны старшего становится основой социального делания в нашем обществе. Прекратить быть мужчиной, женой или монахом в традиционном обществе нельзя, невозможно исполнить программу статуса и выйти из него без кризисных переживаний в результате праздника-ритуала. Значит, Последний звонок и выпускной не являются переходными обрядами. Они не отрицают предыдущего статуса и не создают «нового человека». Смысл школьных ритуалов — подтвердить лиминальное состояние клиента государства, взыскующего оценки, и вечного ученика, главный выбор которого состоит в том, чему учиться, а не как жить. Школьные ритуалы не оформляют переход, они лишь маркируют клиентелизм и создают «портики награждения» в бесконечной анфиладе успеха.





Комментарий к статье