Механизмы торможения и пути их преодоления

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


7. Пристального внимания заслуживают стереотипы мышления, которые являются результатом отражения реально функционирующих в обществе экономических отношений в психологии участников хозяйственной деятельности.

Об отношениях собственности выше уже говорилось. Немало противоречий накопилось и в отношениях обмена на всех уровнях народного хозяйства. Так, например, на взаимоотношения между отраслями экономики влияют ведомственные барьеры, которые не возникают из ничего. Руководители ведомств поставлены в такое положение, что они пекутся о своем министерстве да-же в том случае, если это вредит всему народному хозяйству. Примеров тому много. Один из самых ярких — борьба одного ведомства почти против всех других за реализацию проекта переброски части стока северных рек на юг. Другой пример — настойчивые усилия по расширению тракторостроения, хотя сельскому хозяйству выпускаемые трактора в таком количестве уже не требуются.

Подобные беды становятся возможными не потому, что министры плохи, а в их аппарате управления — одни бюрократы, как иногда пишут публицисты. При реально складывающихся отношениях обмена руководители ведомств зачастую не могут поступать иначе. Если продукция отраслей учитывается по валу, то как можно преодолеть ведомственный подход, например, во взаимодействии поставщиков и потребителей? Элементарная экономическая логика подсказывает, что всякий обмен (товарами, деятельностью, услугами) должен быть равновправным: поставщик и потребитель должны обладать одинаковым экономическим (и, разумеется, юридическим) статусом, но пока в нашем народном хозяйстве наблюдается диктат производителя по отношению к потребителю. Аналогично покупатель в системе розничной торговли, бесправен перед магазином.

Многочисленные ведомственные барьеры разрывают целостность хозяйственного механизма, и они не исчезнут до тех пор, пока на всех уровнях в обмен не будут вступать стороны с экономически равноправными статусами. По своей психологической сути подобные же причины порождают и стереотипы местничества.

Сильно искажаются стереотипами мышления распределительные отношения. Социалистический принцип «каждому по труду» с точки зрения психологии означает, что работник сам, своим трудом, его количеством и качеством определяет размер собственного материального вознаграждения. Пока же распределение мало зависит от работника и осуществляется совсем другим лицом. Отсюда — ощущение нанятости кем-то, ущербности. На такой психологической базе чувство хозяина зародиться не может, а лишь формируются опасные для экономики уравнительная психология, чувство отчужденности от результатов своего труда. Этому содействуют выводиловка, приписки и другие механизмы торможения, противостоящие перестройке.

Не свободны от стереотипов и подходы к потреблению. Исподволь, косвенно практика хозяйствования, да и публицистика, внушали работнику, будто быть зажиточным нехорошо. Пропагандировался образ жизни людей, довольствующихся скромным достатком, что сопровождалось призывами работать «по-ударному». Подобная позиция психологически безграмотна, а экономически вредна. Заботясь о повышении жизненного уровня советских людей, надо выработать свой идеал зажиточности, материального достатка.

8. В хозяйственной деятельности мы встречаемся еще со стереотипами мышления, специфическими для отдельных центральных органов управления экономикой.

Для Госплана СССР, например, это предрассудок, согласно которому, чем более детализирован план, тем более вероятен успех. В последние годы число централизованно устанавливаемых показателей уменьшается, хотя попытки «расписать» для предприятий все и вся еще встречаются.

Могущественные механизмы торможения связаны со стереотипами, сложившимися в деятельности Госснаба СССР. Аппарат этого ведомства не несет реальной ответственности за своевременное снабжение предприятий и тем самым порождает такие уродливые явления, как «выбиваловка» и «доставаловка». В первом случае для повышения надежности снабжения предприятия апеллируют к партийным органам, причем к самым высоким инстанциям, стремясь «выбить» у Госснаба СССР то, что при нормальном снабжении должно поступать на предприятия в плановые сроки без дополнительных усилий потребителей, а во втором случае снабженцы вынуждены прибегать к обходным маневрам, иногда не укладывающимся в рамки закона. Приверженность системы Госснаба к «карточной системе» распределения фондов связана со специфическими стереотипами мышления его работников, полагающих, что нельзя доверять самим предприятиям осуществлять поставки на основе взаимной договоренности. Единственный путь преодоления подобного стереотипа мышления — переход к рыночным отношениям.

Непробиваемым стереотипом мышления является откровенно фискальная политика Минфина СССР. Не отстает от него в этом отношении Госбанк. Элементарная хозяйственная логика подсказывает, что эти уважаемые ведомства должны быть заинтересованы в том, чтобы финансовые средства вкладывались в более прибыльные экономические заделы. На самом деле при малейшей возможности они стремятся непосредственно гнать финансовые средства в бюджет, независимо от того, какую прибыль они могли бы принести, будучи вложенными в дело и пущенными в хозяйственный оборот.

Можно говорить и о стереотипе мышления, присущем работникам Госкомцен СССР, будто для бюджета лучше, если повышать цены на товары без учета доступности их массовому потребителю.

Стоит упомянуть и стереотипы мышления, характерные для Госстандарта СССР, например, по вопросам улучшения качества продукции. Один из них сводится к тому, что качество можно обеспечить установлением стандартов и введением госприемки. Между тем в промышленно развитых странах давно уже поняли, что если рабочий не захочет сам дать хорошее качество, то заставить его нельзя никаким контролем. В американских и японских фирмах система бездефектного производства строится на основе психологических исследований, позволяющих найти формы побуждения работника к самостоятельному повышению качества продукции.

Наши специалисты, побывавшие во Франции, рассказывают, что на заводе, где делают микровыключатели для подводных лодок, во всю стену цеха изображена электрифицированная лодка с указанием точек, где стоит продукция данного завода. Когда рабочие допускают брак, администрация вводит в электрическую схему соответствующую информацию и на рисунке красочно демонстрируются неприятные последствия брака, которые могут произойти под водой. Благодаря непосредственному воздействию па эмоциональное восприятие работников в цехе находится мало охотников допускать брак. Качество работы, оказывается, зависит не столько от оплаты труда и контроля, сколько от представлений работника о том, для кого он делает продукцию, от авторитета потребителя в глазах рабочих и инженеров. Тут нам еще предстоит преодолевать технократические стереотипы мышления.

Свои стереотипы мышления сложились и в других центральных ведомствах. И повсюду эти стереотипы выступают в качестве механизмов торможения, сдерживающих осуществление радикальной экономической реформы. Однако их серьезное изучение еще не проводилось. Настало время от общих разговоров о стереотипах перейти к конкретным исследованиям, вскрыть йх причины и выработать научно обоснованные пути их преодоления. И здесь без содружества психологов и экономистов не обойтись.





Комментарий к статье