Побуждение к труду в новых условиях хозяйствования

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Чтобы ответить на вопрос, почему перестройка экономики идет пока медленно, нужно сначала выяснить, что является стержневой проблемой радикальной экономической реформы. С позиции психологической науки эта проблема формируется так: каким образом вовлечь в процессы обновления все резервы живого труда, которыми потенциально располагают участники хозяйственной деятельности?

Резервы имеются, и они играют решающую роль в подъеме экономики, но мы не всегда умеем привести их в действие. До сих пор в таких целях использовались три основных средства: опора на энтузиазм, наказание за плохую работу и оплата труда. Опыт показывает, что ни одно из этих средств в отдельности уже не дает должного эффекта, да и вместе взятые они не могут решить проблемы побуждения к высокопроизводительному и высококачественному труду. Рассмотрим, почему эти средства малоэффективны.

1. Энтузиазм — это психический подъем, творческое и трудовое возбуждение, проявляющееся в предельной мобилизации всех духовных и физических сил человека. Причиной энтузиазма являются не страстный призыв, как иногда полагают, а чрезвычайные обстоятельства, экстремальные ситуации (война, стихийное бедствие, катастрофа и т. д.). Призыв тоже необходим, но он действует не сам по себе, а помогает осознать объективные условия, настоятельно требующие мобилизации всех сил. Энтузиазм, как видим, не может быть явлением постоянным, на него экономике трудно опереться. К тому же слишком частые обращения к энтузиазму в прошлом скомпрометировали призывы: они стали восприниматься людьми как дежурный лозунг к очередному авралу.

Разумеется, определенный уровень энтузиазма в хозяйственной деятельности все же надо поддерживать, а для этого необходимо глубоко знать психологические закономерности его зарождения, усиления и угасания. Пока же их никто не изучает, психологические проблемы экономики в нашей стране не исследует ни одно научное учреждение.

2. Наказание (или угроза наказания) в прошлом не раз использовалось для побуждения к труду. Однако в современных условиях ожидать от него большой пользы нет оснований. Конечно, угрозой наказания можно заставить рабочего перетаскивать с места на место не 100 кирпичей в час, а в 2 раза больше, да и то сомнительно. Что же касается творческого труда, то наказание (и угроза тоже) для него является самым сильным препятствием. Ничто так не дезорганизует психику, творческое мышление, поведение человека, как страх.

В последнее время некоторые горе-теоретики предлагают в качестве средства побуждения к труду прибегнуть к угрозе безработицы. Это бесполезно в психологической точки зрения, не говоря уже о политической и нравственной сторонах дела. К тому же безработица у нас уже есть. Существование трудоизбыточных регионов означает, что есть люди (и их немало), которые не могут воспользоваться правом на труд. Кроме того, есть и такие люди (и их тоже немало), которые и не рвутся к работе. Угроза безработицы помогла бы в том случае, если бы, во-первых, удалось обеспечить строжайшее выполнение принципа «кто не работает, тот не ест», и, во-вторых, если бы все рвались на работу и создавали очереди у заводских проходных. Пока же нет ни того, ни другого.

3. Наконец, оплата труда тоже не очень стимулирует трудовые усилия. При построении систем оплаты и стимулирования труда обычно исходят из того, что, чем больше платишь работнику, тем лучше он работает. Между тем данное положение не подтверждается. Это не значит, что не надо платить больше, если человек трудите лучше. Надо, ибо ему надлежит возместить утраченные физические и психические силы. Словом, работающему больше нужно больше и платить, но нельзя надеяться, что увеличение оплаты прибавит усердия человеку.

Как видим, традиционные средства стимулирования труда не решат проблемы перестройки, причем дело не столько в самих средствах, сколько в теоретической концепции, согласно которой человека с помощью внешних стимулов (призыв, наказание и зарплата) можно побудить трудиться в полную силу. От подобной концепции пора отказаться. Нужно исходить из того, что человек только тогда будет трудиться напряженно и качественно, когда он сам придет к осознанию жизненной необходимости для него самого и его близких активизировать все свои потенциальные возможности и реализовать их в работе.

Можно назвать целый ряд взаимосвязанных, направлений в создании условий, побуждающих человека к труду в полную силу.

1. Необходимо формирование чувства хозяина у каждого работника. О чувстве хозяина написано и сказано много, но его суть для многих пока остается туманной. Чтобы прояснить ее, рассмотрим пример.

Одна зарубежная фирма практикует у себя следующий способ побуждения к труду. Семье рабочего, допустим, Жака, посылают красиво оформленный буклет. На каждой странице его есть три графы. В первой перечисляется все, что хотят иметь члены семьи Жака (фирма не ленится: заблаговременно узнает состав семьи, возраст, вкусы, потребности своих работников), причем каждый в отдельности. Во второй графе напротив каждой желанной вещи указывается ее стоимость. Третья графа содержит конкретные рекомендации Жаку о том, каким образом на предприятии можно заработать такие деньги, что для этого нужно сделать: расширить зону обслуживания, увеличить скорость обработки детали, овладеть новой специальностью и т. д. Когда семья получает буклет, каждый выбирает себе, что ему нужно. И попробуй Жак после этого не работать!





Комментарий к статье