ПСИХОСЕМАНТИКА
Психосемантика (от греч. semantikos — обозначающий) — раздел психологии, изучающий развитие и функционирование системы значений индивида. Это направление психологии исходит из современных представлений о тесной взаимосвязи сознания человека и языка, на котором он говорит. Трудно представить себе жизнь человека вне языка и той системы понятий, которой он пользуется в повседневной жизни. Однако при этом люди, как правило, не отдают себе отчета о том, какие признаки понятий являются наиболее существенными. Обычно таких признаков немного меньше, чем нам кажется, и именно они являются измерениями, задающими в нашем сознании семантическое пространство.
Основные проблемы, которые ставит психосемантика, — это исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств.
Следует отметить, что этот подход направлен на изучение личности, а не индивида. При этом речь идет о личности, обладающей развитой, семантически организованной картиной мира, способностью к рефлексии и регулирующей свое поведение на основе речевых процессов. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования.
Примером успешного применения этого принципа может служить метод репертуарных решеток Джорджа Келли, позволяющий определить, по каким скрытым критериям человек оценивает других людей: испытуемый выделяет несколько десятков признаков, по которым люди, по его мнению, отличаются друг от друга, и оценивает набор знакомых ему людей по каждому из этих признаков.