Как и во всей психологии, в области гипноза часто существует разрыв между лабораторными исследованиями и клинической практикой. Многие клиницисты нередко сетуют на то, что большинство исследований по гипнозу не учитывают те проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в своей повседневной практике. Исследователи же, находящиеся по другую сторону «водораздела», часто выражают недовольство, что их работа игнорируется большинством клиницистов. Эта книга родилась из желания преодолеть существующий разрыв между исследованиями и практикой.
Мы известны как исследователи и теоретики, поскольку написали более 300 статей, большинство из которых посвящены научным исследованиям. Однако еще мы являемся клиническими психологами и на протяжении всей своей карьеры ведем активную клиническую практику, занимаясь и психотерапией, и супервизией. Кроме того мы проводим учебные и супервизорские занятия по психотерапии для аспирантов, обучающихся в университетах по программам клинической психологии. Если обращать внимание только на наши публикации, то можно недооценить нашу профессиональную роль в качестве клиницистов. Фактически, мы — практики от науки в традициях Боулдеровской модели, на основе которой сформированы программы клинической психологии во всех Соединенных штатах. Эта книга является кульминацией наших собственных размышлений о гипнозе, так же как и плодом нашего двадцатилетнего сотрудничества.
Эта книга по существу является клинической. Но это клиническая книга с научно-исследовательской базой. Клинические стратегии и методы, которые мы представляем здесь, это методы и стратегии, которыми мы пользуемся в своей практике и которым обучаем своих аспирантов. Это доказательно-обоснованные процедуры. Многие из специфических техник, которые мы описываем в книге, прошли проверку клиническими испытаниями и исследованиями результатов их применения, а наш подход к большинству стратегических проблем сформирован на основе научно-исследовательской литературы по гипнозу, психотерапии и психопатологии. Если существует фундаментальное различие между этой книгой и многими другими руководствами по клиническому применению гипноза, то оно состоит в степени доказательности описанных нами принципов и методов. Отсюда и подзаголовок этой книги.
Мы стремимся донести до широкой аудитории читателей свой энтузиазм по интеграции гипноза с методами, эффективность которых доказана опытным путем, и помочь гипнозу более уверенно занять свое место в основном русле общей клинической практики. Мы также надеемся помочь новичкам включиться в практику гипноза, представив в книге основные методы наведения и внушения и показав, когда применять и когда не применять гипнотические процедуры. Для студентов здесь приводятся наиболее передовые и специализированные методы и стратегии гипноза всех уровней. В нашей книге читатели встретятся с фундаментальной информацией об истории гипноза, с обзором различных теоретических взглядов на гипноз, с современными научными обзорами по доказательно-обоснованным методам психотерапии и с обсуждением спорных вопросов, включая использование гипноза для восстановления памяти. Расшифровки стенограмм сессий, иллюстрирующие примеры и пошаговые процедуры для лечения множества расстройств и состояний, с которыми обычно приходится сталкиваться в клинической практике (например, тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, боль, курение и нарушения пищевого поведения), служат путеводителями для применения гипнотических методов. Мы уверены, что эта книга, в сочетании с применением гипнотических процедур под супервизией, которую могут обеспечить рабочие семинары, проводимые известными обществами гипноза (например, Обществом клинического и экспериментального гипноза, Американским обществом клинического гипноза), даст возможность читателям приобрести те знания и опыт, которые требуются для уверенной гипнотической практики.
Как и при написании любой книги, существует много людей, которых мы должны поблагодарить. Мы хотим выразить благодарность Сьюзен Рейнольдс из Американской психологической ассоциации за ее терпение и поддержку; Джозефу Грину, Линде Мак-Картер, Шери Оз, Ферну Прайтикину Линну, Женевьеве Джилл и Джудит Пинтар за их проницательные комментарии к рукописи; нашим аспирантам, у которых мы учились так же, как они учились у нас; Дэвиду Меллинджеру за его вклад в главу по тревоге; и нашим пациентам, которые в процессе своего собственного роста помогли вырасти и нам — как клиницистам и как людям.