X

КЛИНИЧЕСКИМ ГИПНОЗ С ДЕТЬМИ

Многие из техник, которые мы рассмотрели, можно использовать при работе с детьми, достаточно развитыми для того, чтобы проявить внимание к внушениям, — с теми, которых можно увлечь рассказыванием сказки на ночь, чтением истории или книги или привлечь к участию в истории с аудио- или видеокассеты (Kohen & Olness, 1993). Согласно Рю, Линну и Пинтару (Rhue, Lynn, & Pintar, 1996), наличие способности к созданию мысленных образов и к погружению в гипнотические процедуры подразумевает следующее: веру в то, что куклы и мягкие игрушки, изображающие животных, живые; умение представить себе друзей, животных или предметы и умение притвориться и в некотором смысле поверить, что ты являешься кем-то еще (например, персонажем сказки). Напротив, когнитивный дефицит, бедный контакт с действительностью, малый объем внимания и плохая фантазия — являются противопоказаниями для использования гипнотических методов или снижают их эффективность. Уровень развития ребенка определяет уместность использования гипнотических процедур в большей степени, чем его биологический возраст. Возраст вообще расценивается как вторичный по отношению к способностям ребенка концентрироваться, сосредотачивать внимание, воображать образы и понимать внушаемое.

Формальная индукция редко бывает полезна при работе с детьми моложе семи или восьми лет. Естественные, спонтанные вмешательства часто вызывают у маленьких детей желаемый результат. По нашему опыту, дети часто хорошо реагируют, когда гипнотические процедуры вложены в игры (например «давай притворимся», «давай поэкспериментируем» или «давай помечтаем») или в рассказывание историй, что описано во множестве источников для работы с детьми (Kohen & Olness, 1993; Olness & Gardner, 1988; Rhue & Lynn, 1993). Рассмотрим пример такого «экспериментирования» с родителем и ребенком, описанный у Коэна и Олнесса (1993):

Давайте проведем эксперимент… Пусть каждый из вас закроет глаза и просто притворится, что он не здесь… притворитесь, может быть, что вы — дома., или может где-то в другом месте… где вы очень счастливы и вам удобно, и побудьте там несколько мгновений. Хорошо. Посмотрите, кто там вместе с вами, послушайте, что происходит, наслаждайтесь этим… и вы можете или рассказать об этом позже или не рассказывать, потому что это — ваше воображение, ваше внутреннее видение и ваш самогипноз, и вы — хозяин этого. И вы вероятно уже заметили, за эти всего лишь несколько мгновений, что вы тоже немного изменились. Ваше дыхание стало медленнее, вы сидели совсем тихо, и ваше тело и разум как будто говорили друг с другом. Ваше тело знало, что воображает ваш разум, и расслаблялось… Это интересно, не так ли? Замечательно! (р. 363)

Этот пример также показывает, что важно говорить с детьми на языке, соответствующем уровню их развития. После этого краткого эксперимента Коэн и Олнесс (1993) отметили, что если «посеять семена», можно облегчить будущие образные вмешательства, например: «И в следующий раз, когда ты придешь и мы с тобой встретимся по секрету, мы еще немного пофантазируем и узнаем, как помочь твоему животику, который обычно болит!» (р. 363)

Рю и Линн (1993) описали, как можно использовать с детьми рассказывание выдуманных историй: дети могут взаимодействовать с воображаемыми персонажами, попавшими в ситуации, аналогичные их собственным, давать им советы и — например, в случаях с детьми, подвергшимися сексуальному насилию, — могут помочь героям рассказа не винить себя, и научить их тому, что должны и чего не должны делать взрослые. Обычно терапевт рассказывает ребенку историю, но ребенок тоже может придумать свою историю с помощью терапевта, который в таком случае помогает оформить образный рассказ и производит внушения по ходу его разворачивания.

Фактически все наведения для детей используют мысленные образы. Часто дети хорошо реагируют на истории с изображением любимого или безопасного места и защитными образами для снятия тревоги (например, десятифутовый плюшевый кролик, волшебник Гендальф, магические щиты). Расслабление не так важно, как приемы, усиливающие вовлечение в то, что внушается, в особенности при работе с дошкольниками. Углубляющие процедуры вызывают усиление мыслеобразов через мультисенсорные внушения (например: «Посмотри, кто и что там, почувствуй запахи, послушай звуки»; Kohen & Olness, 1993, р. 365). Кроме того, очень важно установить позитивный раппорт с ребенком и сонастроить используемые процедуры с уникальным профилем его интересов, особенностями воображения и объемом внимания.

Гипноз у детей применяется в широком диапазоне, включая терапию учебных проблем, терапию острой боли, общих проблем здоровья, тошноты и рвоты от химиотерапии и т.д. Большая часть пятнадцати исследований, посвященных детскому гипнозу, согласно обзору Миллинга и Костантино (2000), сфокусирована на том, как облегчить страдания при химиотерапии и острой боли. Авторы отметили, что изучение детского гипноза находится в относительно ранней стадии развития. Однако одно из исследований (Edwards & van der Spuy, 1985) клинического гипноза у детей с ночным энурезом было особенно убедительным и хорошо контролируемым. Другие многообещающие исследования включают изучение гипноза, центрированного на воображении, — при тошноте и рвоте, связанных с химиотерапией (Zeltzer, Dolgin, LeBaron, & LeBaron, 1991), при болях от аспираций костного мозга и пункций спинного мозга (Zeltzer и LeBaron, 1982) и для снижения боли у детей во время забора крови из вены и аспирации костного мозга (Lambert, 1999; Smith, Rosen, Trueworthy & Lowman, 1979).

Natali: