Возрастная регрессия

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Многие из тех же самых техник можно использовать, чтобы вызвать ощущение регрессии возраста в более ранние годы жизни (полезный обзор техник возрастной регрессии см. у Хаммонда — Hammond, 1990). Например, терапевт может попросить, чтобы пациент спускался вниз по лестнице, с каждым шагом опускаясь на год в прошлое, или попросить пациента наблюдать за событиями прошлого, разворачивающимися на сцене. Пациентам можно также сделать простое внушение «пойти назад по времени» (Yapko, 1993). Алден (Alden, 1995) описал интересную разновидность техники пузыря, в которой дается внушение «плыть назад к событию и рассмотреть его из безопасного пузыря» (с. 67). Независимо от того, какая техника используется, пациентов обычно просят мысленно воссоздать события или чувства, которые происходили последовательно в более ранние периоды жизни или сосредоточиться на конкретном событии определенного возраста, с внушением заново пережить это событие. Чтобы помочь пациентам справиться с тревогой во время возрастной регрессии к событиям детства, терапевт может, например, «идти рядом» с пациентами, чтобы дать им совет; также пациенты могут сами дать взрослый совет себе — ребенку, поскольку события разворачиваются в памяти, и пациенты могут использовать релаксационные процедуры с якорением, перемещенные в прошлое. Когда предстоит рассматривать напряженные события прошлого, бывает особенно полезно, если такому исследованию предшествуют внушения на переживание счастливого или радостного периода в жизни.

События во время возрастной регрессии могут быть непреодолимыми и для терапевта, и для пациента, но все же они не обязательно отражают исторические события. В документальном телевизионном фильме (Bikel, 1995) была показана сессия групповой терапии, где женщина регрессировала по возрасту через детство в утробу, и в конечном счете к тому моменту, когда она попала в ловушку в фаллопиевых трубах своей матери. Женщина убедительно продемонстрировала эмоциональный и физический дискомфорт, который можно было бы испытать, если действительно застрять в таком неудобном положении. И хотя она, возможно, верила в правдивость своего опыта, исследование показало, что ее регрессивные переживания были основаны не на воспоминаниях. Скорее участники экспериментов по возрастной регрессии ведут себя соответственно ситуативным сигналам и своим знаниям, представлениям и предположениям о поведении, уместном в данном возрасте. Согласно Нэшу (1987), регрессировавшие по возрасту взрослые не показывают ожидаемых по многим показателям развития паттернов, включая мозговую деятельность (что было зафиксировано с помощью электроэнцефалограмм) и визуальные иллюзии. Независимо от того, как они вызваны, переживания возрастной регресии не представляют собой восстановленных буквально событий детства, детских способов поведения и ощущений себя.

Тем не менее, если не пользоваться техникой возрастной регрессии для того, чтобы восстанавливать точные воспоминания о прошлых событиях, она может быть очень полезной. Например, согласно нашему опыту, оказалось очень продуктивным предложить одной из пациенток повторно посетить хорошо запомнившееся ей прошлое событие, и исследовать, как она с ним справилась, чтобы еще лучше справляться с будущими событиями. В последующих главах книги мы также приведем примеры того, как можно использовать возрастную регрессию во время когнитивно-поведенческой терапии на основе экспозиции, чтобы помочь пациентам привыкнуть к вызывающим тревогу стимулам и помочь изучить новые, адаптивные способы реагирования на события жизни, вызывающие стресс. Тем не менее, процедуры возрастной регрессии требуют большой осторожности. Например, некоторые люди не могут получить доступ к счастливому периоду своей жизни, и внушение возрастной регрессии может коснуться их чувствительных проблем и тревожащих воспоминаний, например, когда они испытали насилие или были каким-либо образом травмированы. Следует предпринять тщательную оценку семейной истории, ее динамики и травматичных событий, прежде чем производить внушение возрастной регрессии. При этом крайне важно, чтобы терапевт оценил вероятные последствия гипнотических процедур прежде, чем их применять.

Управление гневом и негативным аффектом: сжатый кулак

Некоторым пациентам, особенно находящимся в кризисе, требуется помощь в снижении негативного аффекта и физического напряжения, которое его сопровождает. Пациенты могут наблюдать за собой на воображаемом экране телевизора, пользуясь кнопками переключения или пультом дистанционного управления, чтобы управлять своими чувствами, или представляя себя «в командном управляющем центре» — в гипоталамусе мозга (см. Hammond, 1992), где они могут «отрегулировать определенные чувства с помощью компьютеров». Подобные образы могут помочь пациентам преодолеть сильные эмоции, особенно если образы объединить с внушениями для нахождения конструктивных решений проблем или ситуаций, вызывающих гнев. В технике сжатого кулака, которая приводится далее, сжимание кулака, которое многие люди связывают с гневом, может стать средством сдерживания и управления гневом или другими негативными эмоциями. Эта техника является разновидностью представленной ранее техники якорения, вызывающей создание кулака.

Просканируйте свое тело и отметьте все места, где вы чувствуете гнев [или беспокойство и т.д.]. Найдите такое место и войдите в контакт со своим гневом, зная, что вы сможете разрядить его и безопасно отпустить, не повредив самому себе или кому-нибудь еще, позволив гневу уйти так, чтобы вы освободились от него, по крайней мере сейчас. По крайней мере сейчас вы начнете учиться тому, как позволить ему пройти, как выйти из него безопасным образом. Начнем с ваших ног. Чувствуете там гнев? Если да, позвольте ему подняться вверх, вверх по вашему телу и устроиться прямо на вашей руке, которую вы сейчас положите к себе на колени, хорошо, поместите вашу правую руку на колени ладонью кверху, вот так, ладонью вверх. Позвольте гневу обосноваться там, и пусть чувства гнева из нижней части вашего тела продвигаются вверх, вверх, прямо на поверхность вашей открытой ладони. А теперь, сканируя себя, найдите гнев в верхней части своего тела, так, начинайте с головы, пусть гнев опускается вниз в правую руку, в ту самую ладонь, что лежит у вас на колене, и устраивается там, спускаясь вниз от лица, пусть ваш гнев стекает вниз, вытекает, вытечет полностью, в ту самую руку, так, весь гнев, весь гнев из верхней части вашего тела, пусть он перемещается вниз, стекает вниз, прямо в вашу правую ладонь… так, и пусть весь ваш гнев уйдет туда, нет нужды держать его в других местах вашего тела.. Давайте ограничим его, удержим его в ограниченном месте, нет нужды любым другим частям вашего тела напрягаться, так, и если вы почувствуете, что это происходит, позвольте всему гневу из вашего тела обосноваться в вашей правой руке… и теперь… вы можете почувствовать, как ваша рука сжимается вокруг гнева, делая его меньше, уплотняя его? Позвольте этому произойти, позвольте своей руке сжаться, сжаться сильнее, еще сильнее вокруг гнева, да, вот так, закройте ладонь, сожмите крепкий кулак, сожмите кулак с силой, силой, которая может сдержать гнев, все в порядке, это безопасно, вы управляете собой, потому что вы сильнее, мудрее, умнее, чем ваш гнев, вы можете сдержать его, да, вы человек, который намного сильнее и больше, сильнее, чем ваш гнев, он теперь настолько слабее, насколько сильнее вы его сдерживаете, уплотняете, вы можете контролировать и сдерживать его, он становится еще меньше, все напряжение вашего тела сосредотачивается в вашей руке, вашей сильной руке, да, но это — требует стольких усилий, чтобы сделать такой крепкий кулак, не так ли… это забирает так много сил — быть сердитым и оставаться таким, и вы хотите освободить гнев здоровым, безопасным способом, чтобы никому не повредить, и себе меньше всего… позволить гневу уйти, снять напряжение, которое его сопровождает… Хорошо было бы от него освободиться, не так ли, — мышление ясное, тело расслабленное? Так позвольте ему уйти, он вам не нужен, пусть уходит, избавьтесь от него, пусть уходит, позвольте всему своему телу расслабиться, и когда вы будете готовы, откройте свой кулак, откройте свой кулак и почувствуйте, как рассеивается гнев, позвольте ему уйти подальше от вас, вы можете от него отдалиться… пусть он растворится в воздухе, никого не повреждая, не травмируя вас, вы в безопасности, все вокруг вас в безопасности и вы избавляетесь от гнева, позвольте ему уйти, позвольте ему вытечь из вас, вытечь, да, рассеяться, пусть все ваше тело расслабится, выдохнет его и расслабится… расслабится полностью, вот так, пусть уходит, позвольте ему уйти, по крайней мере пока… по крайней мере пока… Если есть какой-нибудь урок, который вы должны извлечь из вашего гнева, мы можем поговорить об этом, возможно, сделать выбор, я не знаю, но вы можете учиться и расти, и делать выбор, при этом ваше тело и разум расслабленные, не разгневанные… ваше тело и разум работают совместно… так, хорошо, я могу видеть, как все ваше тело теперь расслабляется, вы заслужили это, отпустите все оставшееся напряжение, оно вам больше не нужно, отпустите его, позвольте своей руке и телу расслабиться, ваша рука теперь чувствует себя совершенно нормально, вы главный, и вы сильнее, чем ваш гнев.

Скала гнева

Кракауэр (Krakauer, 2001) отстаивал использование техники, модифицированной из вмешательства, предложенного Уоткинсом (Watkins, 1980), и названной скалой гнева, в которой пациент вдребезги разбивает воображаемую скалу, хорошо понимая, что это — всего лишь скала, а не человек, и что гнев можно таким способом выразить, никого не травмируя. Размер скалы может изменяться в зависимости от интенсивности ощущаемого гнева, и небольшой фрагмент разбитой скалы можно шлифовать до тех пор, пока он не превратится в гладкую гальку, что может служить символом преобразования . Можно добавлять мыслеобразы любимых ил и особых мест, например, после того как скала разбита, пациент может ощутить абсолютное спокойствие, мир и комфорт в особом месте и открыть для себя новые, конструктивные способы решения проблем и управления собой в ситуации, вызывающей агрессивные чувства.





Комментарий к статье