Образную репетицию и поиск исключений из проблемы можно проводить на фоне возрастной прогрессии: при этом пациентов просят представить себя в будущем, когда они уже решат свои проблемы, и обратить внимание на меры, которые они предприняли для улучшения своей жизни.
Геверц (Gevertz, 1996) рекомендует технику, в которой пациентов просят вообразить, что они стоят между двумя зеркалами — при этом в расположенном перед ними зеркале представлено то, какими они хотят быть, а в расположенном сзади зеркале — какие они сейчас. По нашему опыту, большинство пациентов, когда им предоставляется выбор, шагают сквозь переднее зеркало и, как было внушено, становятся этим образом, описывая, как они изменялись, чтобы достичь своих целей, проходя в зеркале успешные испытания, и каждое испытание представляет все более и более отдаленное время в будущем. Пациентов можно также попросить переместиться во времени:
- с помощью лифта, поднимающегося по этажам, или настраивая каналы на воображаемом телевизоре, по которому пациенты наблюдают за разворотом событий, или с помощью чисел, соответствующих годам их жизни;
- с помощью лестницы, где каждый шаг вверх представляет собой следующий в будущем год, а каждый шаг вниз — год в прошлое;
- смотря в воображаемый хрустальный шар, в котором пациенты могут видеть свое будущее;
- наблюдая за событиями будущего на сцене; и
- продвигаясь на год вперед с каждым счетом гипнотизера.
На самом деле многим пациентам для возрастной прогрессии нужно немного больше, чем простое внушение «переместитесь в будущее».