X

ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Когда многие люди думают о гипнозе, образ, который приходит им в голову, — это гипнотизер, размахивающий перед человеком часами или неким блестящим предметом на цепочке и повторяющий: «Расслабьтесь, расслабьтесь». Хотя этот стереотипный образ не охватывает тех многогранных техник и стратегий, что находятся в распоряжении современных практиков гипноза, он подразумевает, что гипноз действительно может заменить чувство тревоги расслаблением. И ведь так и происходит, хотя снизить тревогу с помощью гипнотических процедур совсем не так просто. В этой главе мы покажем, как можно интегрировать гипнотические методы с когнитивно-поведенческими принципами и техниками, которые показали свою эффективность в лечении тревоги. Мы опишем гипнотические и негипнотические процедуры тренинга самоуправления, когнитивную терапию и техники экспозиции. Некоторые примеры предполагают, что пациент уже обучен основным процедурам самогипноза, как описано в главе 4.

Тот факт, что гипноз является полезным дополнением в лечении тревоги, существенен по следующей причине: тревога всепроникающа и может быть изнуряющей. Более 19 миллионов американцев в возрасте от 18 до 54 лет каждый год страдают от одного или нескольких тревожных расстройств (Национальный институт психического здоровья [NIMH], 2002), апримерно 12,5миллионов человек так сильно страдают от расстройств, связанных с тревожностью, что ищут психиатрической помощи (Narrow, Rae, & Regier, 1998). В 2001 году симптомами паники (например, ускоренное сердцебиение, головокружение, ощущение нереальности) страдали приблизительно от одной трети до половины жителей Соединенных Штатов (NIMH, 2001) и приблизительно 2,4 миллиона человек страдали от панических расстройств, отмеченных повторяющимися паническими атаками (Kessler et al., 1994).

Паника — неотъемлемая часть многих тревожных состояний. Примерно у 75% людей с паническими расстройствами страхи генерализуются на грани агорафобии, состояния, при котором люди боятся, что в случае паники помощь может оказаться им недоступной или избавление будет трудным, или им будет неловко перед окружающими. Хотя агорафобия встречается не больше, чем у 5% населения, страх заставляет некоторых людей сидеть дома (Kessler и др., 1994).

Более распространенные социальные страхи в основном не так изнурительны, как агорафобия. Однако чрезмерный и беспричинный социальный страх обременяет жизнь приблизительно 13,5% населения, что делает его самой широко распространенной фобией и тревожным состоянием (Kessler и др., 1994). Распространены также страхи определенных объектов, например жуков или змей, или ситуаций, например грозы, от них страдает один из каждых девяти человек. Для некоторых людей тревога не фокусируется на конкретном месте или событии, а скорее тесно вплетена в ткань повседневной деятельности. Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) состоит из тревожных мыслей, физической и эмоциональной напряженности и ощущения тревожных предчувствий, которые сгущаются вокруг потенциальных угроз. 9,2 миллиона американцев находятся в состоянии, которое по диагностическим критериям первичного или вторичного психиатрического диагноза полностью соответствует ГТР, и в среднем испытывают беспокойство в течение 60% времени каждый день, по сравнению с остальной частью населения, которая беспокоится только 18% времени (NIMH, 2002).

Natali: