X

В ЧЕМ ПРИЧИНА ТРЕВОГИ?

ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ

Лечение тревоги гипнозом и доказательно-обоснованными методами включает в себя процесс переконструирования, действующий, фактически, от найденных причин тревоги к лечению самой тревоги (Mellinger& Lynn, 2003). Так, разбирая сломанный механизм, чтобы выяснить, как его починить и заставить работать, в процессе мы узнаем, почему он «тикает». Переконструирование помогает сохранять, улучшать и переделывать различные вещи, начиная от детских велосипедов до ровно бьющихся искусственных сердец. В применении к тревожным расстройствам переконструирование включает: анализ катастрофического мышления; определение того, что пошло не так, как надо, когда система предупреждения об опасности перестала работать должным образом; и использование техник, предназначенных для систематического исправления нарушений и восстановления здорового функционирования.

«Катастрофическое» мышление

Чтобы запустить процесс, обратный по отношению к тревоге, сначала нужно понять, что ее вызывает. «Катастрофическое» мышление — определяющий признак многих тревожных состояний (Beck, 1976; Ellis, 1962; Ellis & Dryden, 1997). Тревожные люди часто предсказывают, что произойдут ужасные события, даже если вероятность того, что эти события на самом деле произойдут, очень низка. Хотя фобические ситуации или объекты опасны, их опасность по определению преувеличена: они не смертельны и не неизбежны. Люди с фобиями имеют тенденцию преувеличивать негативное влияние своих конкретных фобических ситуаций, а люди с диагнозом ЕТР имеют тенденцию преувеличивать вероятность появления негативных событий. Катастрофизация — фундаментальная ошибка тревожного мышления, когда люди преувеличивают негативность последствий, которые произойдут или явятся результатом вхождения в вызывающую тревогу ситуацию. Если человек думает, что лифт небезопасен и сорвется вниз, понятно, что у человека в этой ситуации усилится сердцебиение. Если человек ожидает, что при входе в лифт у него начнется приступ (атака) тревоги, то понятно, что нажимая на кнопку лифта, он заметит свое ускоренное сердцебиение, и у него начнется паника.

Ожидание тревоги

Ожидание тревоги — предчувствие возникновения тревожной физиологической стрессовой реакции — это самоподтверждаю щаяся реакция ожидания, лежащая в основе катастрофического мышления (Kirsch, 1985; Reiss & McNally, 1985). Гольдштейн и Чэмблесс (Goldstein & Chambless, 1978) наглядно показали, что пациенты с агорафобией на самом деле не боятся мостов, лифтов или торговых центров, которых они избегают. Вместо этого они боятся панических атак, возникновения которых ждут, и боятся того, что испытают в этих ситуациях. Ожидание панической атаки достаточно пугающе само по себе, чтобы вызвать панику. Кажется, что каждая атака подтверждает опасное качество фобических ситуаций, потому что люди с фобиями склонны быть очень бдительными по отношению к фактам, подтверждающим переполняющие их страхи. Подобным образом чувство социальной тревоги основано на ожидании, что человек столкнется с негативными событиями в «ситуациях социальной оценки» — ситуациях, в которых другие люди могут наблюдать за тревожным человеком, взаимодействовать с ним и оценивать его (Heimberg & Juster, 1995). Обычные ожидания, о которых сообщают люди с социальной фобией, выглядят следующим образом:

  •     Люди подумают, что я действительно глупо выгляжу.
  •     Я все испорчу.
  •     Я буду выглядеть смешно.
  •     Они будут надо мной смеяться.
  •     Они поймут, насколько я некомпетентен.
  •     Все умеют это лучше меня.
  •     Я не буду знать, что сказать. (Rapee, 1998.)

Катастрофические картины, заполняющие голову тревожного человека — прямое последствие непроизвольных автоматических мыслей, возникающих, если человек индуцирован тревогой (A T. Beck, 1964; J.S. Beck, 1995). Как отмечено в главе 8, автоматические мысли это спонтанно возникающие страшные предсказания и образы возможного физического, психического или социального вреда. Автоматические мысли часто организуются в тревожные суждения, которые описывают связь между определенными провоцирующими тревогу событиями, ситуациями или действиями и определенными пугающими последствиями. Например, у человека может развиться тревожное суждение, что он может упасть с крутой лестницы, на которой чувствует головокружение, и переломать все кости в теле, а затем этот страх распространяется на другие высокие места. Тревожные расстройства таким образом оказываются расстройствами самоподтверждающихся ожиданий: у людей в панике и у людей с фобиями существует страх страха (Kirsch, 1985; Kirsch& Lynn, 1999).

Многие люди с тревожными расстройствами характеризуются чувствительностью к тревоге (ЧТ) — предрасположенностью к переживанию тревожного дискомфорта и развитию тревожных расстройств (Reiss & McNally, 1985). Люди с ЧТ склонны замечать и обращать внимание на физические ощущения, неверно истолковывая нормальные телесные чувства как ненормальные, вместо того чтобы игнорировать их, и в результате реагируют на них негативным образом — тревогой и недомоганием. Тенденция преобразовать безопасные физические ощущения в вызывающие беспокойство эмоции может приводить к ожиданию тревоги и к избеганию ситуаций, провоцирующих подобные чувства.

Избегание

Исследование показало, что чем сильнее ожидание тревоги, тем сильнее избегание (Kirsch, 1985; Kirsch & Lynn, 1999). Если же невозможно уклониться или избежать того, что пугает, может возникнуть паническая атака — непрошенный и вероятно зависящий от обстоятельств случай. Поскольку избегание позволяет уклониться от того, чего боятся, тревога усиливается и становится более закоренелой (Mowrer, 1960). Кроме того, избегание устраняет возможность узнать из непосредственного опыта, что опасения нереальны или преувеличены. И таким образом тревога и безнадежность стойко укореняются в опыте человека.

Интересный аспект избегания состоит в том, что очень трудно, если не невозможно, не думать о том, чего человек боится. Исследователи обнаружили, что трудно подавить мысли, наполненные тревогой, без того, чтобы они восстановились или вернули свою силу, когда прекратятся активные попытки по их подавлению (Wegner, 1994, 1997). Попытки сознательного подавления мыслей могут сделать их еще более деморализующими, когда они, вернувшись, заявят о своем силовом присутствии. Короче говоря, страхи только становятся сильнее по мере того, как они вынашиваются. По мере того как человек научается противостоять тому, чего боится, а не избегать этого, чувство собственной эффективности сменяет безнадежность. Противодействие страхам — пошаговым систематическим и управляемым способом — и идентификация, оспаривание и замена убеждений и ожиданий, порождающих ощущение паники и страха, позволяют изменить тревожные ожидания и побороть страх и тревогу (Mellinger & Lynn, 2003).

Natali: