ВЫЗЫВАЕТ ЛИ ГИПНОЗ НЕГАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ?

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Возможно, практикующие врачи уклоняются от использования гипноза из опасения, что столкнутся с такой реакцией на гипноз, с которой не смогут справиться. В конце концов, если гипноз производит глубокие изменения в сознании, восприятии и ощущениях, могут ли события выйти из-под контроля в течение сессии? Полагаем, что большинство клиницистов слышали об одной или нескольких неблагоприятных реакциях, произошедших во время гипноза. Действительно, время от времени негативные эффекты, как их называют, иногда могут происходить — терапевт должен быть подготовлен к тому факту, что меньшинство (то есть от 8% до 49%) людей сообщает о преходящих негативных постгипнотических состояниях (напр., о головных болях, головокружении, тошноте, ригидности затылочных мышц, умеренных когнитивных искажениях). Впрочем, нам есть, что к этому добавить. За годы наших экспериментальных исследований значительное большинство испытуемых — около 80% (Lynn, Martin, & Frauman, 1996) — описывало свой опыт гипноза как очень позитивный (например, расслабление). Наши клинические испытания привели нас к выводу, что большинство пациентов оценивает свой опыт гипноза в столь же позитивных терминах.

Из множества обзоров (Сое & Ryken, 1979; Lynn, Brentar, Carlson, Kurzhals, & Green, 1992; Lynn, Martin, & Frauman, 1996) исследований относительно гипноза и его негативных эффектов стало ясно, что негативные реакции встречаются также и после негипнотического лечения. При этом гипноз вызывает не более негативные состояния, чем такие обычные действия, как сидение с закрытыми глазами, сдача экзамена в колледже, посещение занятий в колледже и жизнь в колледже вообще. Однако из-за распространенных заблуждений, касающихся гипноза, (например, транс, потеря контроля) и временных негативных постгипнотических реакций пациенты по ошибке приписывают эти негативные реакции гипнотически наведенному измененному состоянию сознания.

Тем не менее возможность негативных или непредвиденных реакций заслуживает тщательного внимания со стороны терапевта. Мы столкнулись с множеством подобных негативных реакций в своей собственной практике. Большинство негативных реакций встречалось в ранние годы нашей работы с гипнозом. В одном из случаев пациентка получила внушение мысленно отправиться на берег и считать волны в качестве техники углубления. Спустя минуту после внушения пациентка разрыдалась и, когда ее пробудили от гипноза, рассказала, что она и в самом деле ходила на озеро на предыдущей неделе и, стоя у края воды, размышляла о самоубийстве. В другом случае пациентка с диагнозом пограничного личностного расстройства выбрала в качестве своего излюбленного места остров и, хотя первоначально она сказала, что чувствует себя комфортно и расслабленно, сильно забеспокоилась, поскольку вообразила, что к берегу острова приплыли акулы-убийцы и они приближаются к ней на ногоподобных отростках. Эти примеры подразумевают, что ранее существовавшие психологические проблемы или воспоминания о неприятных событиях могут быть связаны с психологическим дистрессом, но похоже, что это относится к содержанию памяти или к спонтанным мысленным образам, а не к использованию гипноза как такового (Lynn, Martin, & Frauman, 1996).

К счастью многие негативные эффекты можно предотвратить или минимизировать (см. также Crawford, Hilgard, & MacDonald, 1982; MacHovec, 1986; Page & Green, 2002), и мы рекомендуем следующие шаги, чтобы гарантировать самый позитивный из возможных опыт гипноза. Многие из этих рекомендаций резюмируют и подкрепляют ранее сказанное относительно необходимости обучения пациентов и создания наборов терапевтических ответов, чтобы максимизировать гипнотическую внушаемость и терапевтическую пользу.

  •  Тщательно оцените медицинскую и психологическую (до- и после лечения) историю каждого пациента (например, страхи, фобии, социальные проблемы), психологические защиты и копинг-навыки. Отметьте подкрепление обстоятельствами или любую вторичную выгоду, поддерживающую или усиливающую текущие симптомы. Попробуйте предвосхитить негативные реакции. Как вы помните из нашего более раннего обсуждения, обсессивно-компульсивные, пограничные, параноидальные и психотические пациенты, вероятно, слабые кандидаты на клинический гипноз или требуют особых терапевтических мер.
  •    Тщательно оцените ожидания пациентов, их установки и убеждения относительно гипноза. Спросите их о предшествующих опытах гипноза и выявите наличие признаков предыдущих негативных реакций и их источники (например, бедная техника терапевта при обсуждении чувствительных вопросов, которые вызвали тревогу). Освободите пациентов от иллюзий, например, что гипноз — это быстрое лечение или дорога к подсознанию. Демистифицируйте гипноз и исправьте любые неверные представления о нем. Изобразите гипноз как терапевтический инструмент, который может содействовать расслаблению и усилить самоконтроль.
  •     Если, несмотря на предпринятые усилия обучить пациента, он все еще очень обеспокоен вопросами доминирования или потери контроля над собой, обдумайте предъявление таких гипнотических процедур, как работа с воображением, с целенаправленными фантазиями или самогипноз.
  •     Определите, какую роль будет играть гипноз в лечении, и обсудите эту роль с пациентом. Полностью подготовьте его для гипноза, структурируйте его реалистичные ожидания и сохраняйте высокую степень гибкости и открытости, чтобы переосмыслить не только центральную проблему, но также и роль гипноза в психотерапии.
  •     Получите согласие пациента участвовать в гипнозе на основе его полной информированности. Это особенно важно, когда исследуются прошлые проблемы. В таких случаях пациенты должны знать о возможности гипноза усилить их доверие к неточным, также как и к точным воспоминаниям, что нами уже обсуждалось. Однако не привлекайте внимания к возможности негативных последствий (например, головных болей) — перед гипнозом, в течение гипноза или после него. Такая тактика может быть чрезмерно наводящей. Тем не менее, рассмотрите гипнотический опыт пациента и однозначно дайте понять пациенту, что, если он захочет обсудить какой-нибудь аспект этого опыта, он может свободно и без стеснения связаться с вами после сессии.
  •     Упорно трудитесь, чтобы установить с пациентом устойчивый рабочий альянс, как средство сдерживания негативных или идеализированных реакций переноса (Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996).
  •     Будьте разрешающим. Предоставляйте бережно варианты как терапевтические двойные послания, так чтобы любой выбор продвигал улучшение и минимизировал сопротивление. Отмечайте, что человек делает «правильно», и комментируйте это. Например, фокусируясь на небольших изменениях в дыхании пациентов и говоря о том, что эти изменения показывают, что пациент начинает расслабляться тем самым способом, который способствует погружению в гипноз, — терапевт может передать идею, что изменение начинается со столь незначительных изменений, что они могут ускользать от внимания. Такая техника позволяет малые приращения, вызванные, например, случайными колебаниями, интерпретировать как знаки терапевтического успеха (Lynn, Kirsch, & Rhue, 1996).
  •     Следуйте изречению: «Никогда ничего не лечите гипнозом, если вы не обучены или технически не оснащены, чтобы вылечить это без гипноза» — это незаменимая защита от неуправляемых реакций. Так, абреакции, возникающие при умелом и чутком использовании техник когнитивно-поведенческой экспозиции, могут принести существенную терапевтическую пользу. Однако терапевты должны обучаться использованию таких техник (с гипнозом или без него) перед их введением в свою клиническую практику.
  •     Если терапевт осознает у себя наличие, в частности, сильного позитивного, сексуального или враждебного чувства к пациенту или чувствует потребность управлять терапевтическим взаимодействием, мало заботясь о благополучии пациента, — ему следует обратиться за консультацией, супервизией или индивидуальной психотерапией. Абреакция — выход избытка сдерживаемых эмоций при повторном переживании травматического события. — Прим. ред.
  •     Вообще, избегайте прямых внушений, чтобы ослабить симптомы без возникновения обоснованной адекватной психологической защиты и копинг-навыков (Lynn, Martin, & Frau man. 1996). Примите во внимание готовность пациента испробовать что-нибудь новое или сделать необходимые изменения в жизни. Как изменилась бы жизнь человека, если бы симптома больше не было? Что должно было бы измениться в жизни человека, чтобы освободиться от этого симптома? Внушения для ослабления симптома, возможно, более безопасны и более эффективны, чем внушения для устранения симптома, а разрешающая формулировка может упреждать ощущение неудачи и уважать интуитивное ощущение тайминга* пациентом. Следующее внушение, например, может быть предпочтительнее, чем прямое внушение того, что пациент больше не будет чувствовать боль.  Боль — это важный сигнал опасности, и боль, которую вы испытали когда-то, служила этой полезной функции. Но интересно, вам все еще нужен тот уровень дискомфорта, что вы испытали в прошлом, или нет? По мере того, как вы учитесь обращать более пристальное внимание на мудрые сигналы своего тела, ваша потребность в интенсивном получении боли становится все меньше и меньше — пока не останется немного дискомфорта, чтобы всего лишь напоминать вам относиться к своей спине с уважением.
  •     После гипноза убедитесь, что пациент полностью активен, не чувствует себя сонным или вялым и не имеет никаких других непреднамеренных результатов внушений, когда уходит из вашего офиса.

Если вы будете следовать этим рекомендациям и развивать хорошее клиническое мышление, мы уверены, что вы оптимизируете состояния гипноза у своих пациентов и минимизируете возможность неблагоприятных реакций на те гипнотические процедуры, которые мы рекомендовали в ходе нашего обсуждения.

Тайминг (от англ, timing) — субъективное ощущение времени, когда пациенту пора остановиться и перестать выполнять процедуру, например, пребывания в безопасном месте, то есть когда ему уже достаточно. — Прим. пер.





Leave a Reply