Психология — учителю

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Ольга Соболева

alt

Легко, как летать во сне…

Соболева Ольга Леонидовна — автор и научный редактор более чем тридцати учебных пособий, справочников и словарей, в последние годы полностью посвятила себя созданию адаптивной методики, в основу которой положены новые психологические основания обучения. Ее учебнометодический комплект по русскому языку для начальной школы отмечен специальным дипломом Национального психологического конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2000 года в практической психологии».

В ходе создания учебников собран уникальный материал, который может быть интересен в равной степени учителям и практическим психологам. Он обращен к проблемам «правополушарных» и «левополушарных» детей, к орфографической самодиагностике и альтернативным способам овладения грамотным письмом, к нетрадиционным формам включения в деятельность через эмоциональную сферу. Цикл статей автор начинает с рассказа о приемах раскрепощения детской речи и предлагает необычный образный материал для работы с психотехниками.

Не вызывает сомнения тот факт, что речевые возможности ребенка прямо пропорциональны развитию его воображения и фантазии. Если исходить из этого, то в шесть, семь, восемь лет ребенок обладает громадным речевым потенциалом, однако на выходе в огромном большинстве случаев мы обнаруживаем бедный словарь, крайне примитивный синтаксис и громадное количество самых разнообразных речевых комплексов. 

Поэтому у многих детей существует определенный барьер между речевым потенциалом и реальными речевыми действиями. Снять этот барьер, помешать развитию комплексов, вывести ребенка на творческий, нестереотипный уровень речевого поведения — главнейшая задача взрослых людей, которые его окружают, и в первую очередь учителя и психолога. Для этого необходимо вооружить их конкретными техниками высвобождения речевых ресурсов ребенка, его речевого раскрепощения.

Речь — настолько тонкая материя, она так тесно завязана на психических и эмоциональных процессах, что выход на эти процессы и на механизмы речевого развития возможен лишь в комплексе — не параллельно, а именно в комплексе.

Представляется, что способов раскрепощения детской речи, различных приемов, работающих на решение этой задачи, великое множество. Вполне естественно, что в рамках статьи (даже если она состоит из двух частей, как та, что мы хотим предложить), можно показать лишь несколько.

Один из таких приемов — игра с образами предложений. Что такое образ предложения, слишком сложно объяснять «на пальцах», гораздо легче показать. Вот какие предложения можно придумывать:

Психология - учителю

Жаль, что что рисунки на странице журнала черно-белые. Очевидно всё же, что эти образы выражают эмоциональную составляющую предложений. Важно объяснить малышу, что его просят придумать предложения не о клоуне, не о бабушке или ослике и не о розовой птице: рисунки лишь передают нам, какие это предложения, какой у них характер и какое настроение. Другими словами, это не темы для предложений, а именно образы.

Наш друг — Джинн Фаня

Психология - учителю

Чтобы дать толчок детской фантазии (и не только для этого!), в первый раз лучше отдать эти образы персонажу — пусть придумывает, а ребенок будет воспринимать и соотносить. В качестве постоянного персонажа для подобных занятий могу предложить вам… джинна по имени Фаня. «Фаней» он стал от необыкновенной склонности к фаптазированию, а джинном — по очень важным психологическим причинам, о которых чуть ниже. На случай, если вам представится возможность показать этот журнал ребенку, с которым вы занимаетесь, показываем прямо здесь, как этот персонаж выглядит чаще всего:

alt

Образ Джинна Фани хорош уже тем, что в этом персонаже соединяются огромные возможности, беспредельная фантазия с наивностью, неопытностью и неумелостью — совсем как у ребенка. Джини Фаня и есть ребенок, и поэтому он близок и понятен тому ребенку, который сейчас рядом с вами.

Есть и еще один существенный момент. Джинн умеет менять свой образ! Он может быть кем угодно и чем угодно.

Через всё, что мы делаем вместе с детьми, красной нитью проходит мысль о том, что всё что угодно можно изобразить (представить!) в виде чего угодно -лишь бы для этого было какое-то основание. Но основание может быть логическим, может был» ассоциативным и даже просто эмоциональным: я так вижу, я так себе вообразил. Свободное перевоплощение персонажа из одного образа в другой помогает раскрепостить мышление ребенка, раздвинуть «рамки», если они уже начали появляться, или помешать им возникнуть.

Вот что может получиться «у настоящего джинна», когда он смотрит на такие картинки:

Смешное:

«Мед если есть, то его сразу нет!»

Радостное:

«Весна пришла!»

Поэтичное:

«У облаков словно выросли крылья!»

Просто доброе:

«И все улыбнулись.»

Немножко грустное:

«Молока в блюдце больше не осталось.»

Скучное-прескучное:

«Пора идти спать.»

Страшное-престрашное:

«Злой колдун решил превратить всех детей в пауков.»

Сердитое:

«Не смей лезть в лужу!»

Придумать или вспомнить?

Два последних эмоциональных значения — с «шуточным» минусом, но и они достаточно разведены в конкретных предложениях, придуманных джинном.

Давайте только уточним для себя одну частность: дети нередко смешивают две вещи — что такое придумать предложение и что означает привести пример. Именно поэтому Фаня «допускает ошибку» — предлагает в качестве смешного предложения вот это: «Мед если есть, то его сразу нет». У нас появляется повод спросить у ребенка: «Какое предложение Фаня не придумал, а просто вспомнил?».

Но предложения, придуманные персонажем, — это не просто «толчок», а еще и объект для построения эмоциональной аналогии: ребенок получает возможность придумывать предложения к нашим образам не «в воздухе», а опираясь на эту аналогию—не смысловую. а именно эмоциональную. Можно считать, что Фалины предложения работают как модели, усиливая и подкрепляя вербальные и живописные образы. В результате должна возникнуть своеобразная эмоциональная параллель между предложениями ребенка и персонажа — и это тоже один из витков спирали…

Психология - учителю

На пути речевого раскрепощения важные эпитеты для характеристики предложений в процессе игры с ребенкомобычные и необычные. Мы «примеряем» их к разным предложениям, помогая ребенку уйти (в настоящем и в будущем) от штампов, от речевой и мыслительной банальности, а значит, и от стереотипного речевого поведения.

Хорошо, если придумывая собственные предложения к образам, дети попытаются исходить и из этого критерия — если им захочется, чтобы доброе, или немножко грустное, или смешное предложения были бы вдобавок и необычными — настолько, чтобы в них отразилась индивидуальность тех, кто их придумывает. Только важно, чтобы необычность не воспринималась ребенком как самоцель: необычное предложение должно выражать необычное содержание или необычное видение, восприятие чего-то.

Опыт показывает, что для многих детей проще всего придумать радостное предложение, а скажем, поэтичное — немного сложнее. Тем нужнее Фанина эмоционально-образная модель. Подкрепите ее и вашей собственной: легче всего создать такую модель на основе метафорических образов, связанных с природой.

А вот в отношении страшного-престрашного предложения имеет смысл перевести фантазию детей в сказочную область. В этом случае, скорее всего, появятся предложения «псевдострашные», то есть страшные только в сказочной, волшебной плоскости. Тогда это может быть образно и совсем не страшно на самом деле.

Помогите ребенку осознать (конечно, только осознать, а не сформулировать!), что в разных образах предложений -различная интенсивность эмоциональной составляющей: сравните «немножко грустное» и «скучное-прескучное» или «страшное-престрашное». Это будет работать на развитие адекватности детского восприятия.

Усложняем задачу

Можно поднять планку значительно выше и предложить ребенку совсем другие образы предложений:

На этот раз мы имеем дело уже не с эмоциональной составляющей, а с ощущениями от предложений, причем разноканальными: зрительными, слуховыми, тактильными, смешанными. Кроме того, в описание образов предложений введены сравнения.

Остается только еще раз пожалеть о том, что и эти картинки вы видите сейчас черно-белыми, потому что цвет тоже активно участвует в формировании ощущений, но даже в таком варианте рисунки прозрачно передают именно эти ощущения. Скорее всего, вы разглядели и танцующую бабочку, и поезд, который везет не кубики, не игрушки, не шарики, а горы и деревья, и бьющую в барабан грозовую тучу, и дырявый зонтик в «мокром» предложении, и медовую реку с медвежатами в «густом», и всё остальное.

Психология - учителю

Если вы не забыли, персонаж, вместе с которым ребенок воспринимает эти образы, — это маленький джинн. Он придумывал предложения не по порядку: наверное, какое первым сочинялось, то и записывал -вот как здесь:

Оркестр заигран марш.

Снег растаял и стал лужицей.

Бабочка улетела. €

Могучий ураган обрушился на горы €

Я смотрел на небо сквозь кусочек горного хрусталя. €.

Туман весь день висел над городом

Великан держит на ладонях целый город.

Ребенку предстоит соотнести каждое предложение с нашими образами и вписать в квадратик нужную цифру. С пятью первыми предложениями всё достаточно просто: это, конечно же, четверка, пятерка, единичка, тройка и шестерка. А вот с двумя последними ситуация неоднозначная. Д ля предпоследнего предложения в большинстве случаев дети выбирают «семь» — «густое, как мед», однако нередко звучит и цифра два. Это вполне объяснимо, поскольку туман нависает, давит, опускается на нас -так что возникает и ощущение тяжести. Важно, что в данном случае густой-тяжелый — это не «или-или», а «и-и». Для нашей задачи это оптимальный вариант — совмещение двух ощущений, их наложение. Это прекрасно работает на ту раскачку — эмоциональную и мыслительную, которую мы задумали. В идеале нам нужно подвести ребенка, очень деликатно и мягко, к тому, чтобы он вписал в квадратик цифру семь, а слева от квадратика нарисовал двойку. Так мы поможем ему вычленить основное ощущение (то, что на первом плане) и дополнительное, добавочное.

Не менее любопытная ситуация с последним предложением: «Великан держит на ладонях целый город». Чаще всего дети воспринимают его как « тяжелое предложение» двойка. Однако некоторые ощущают его по третьему образу — как «сильное», так что и здесь возникает вполне реальное наложение ощущений. (При этом ни у кого из детей не должно возникнуть негативного прогнозирования: «великан может этот город разрушить (сломать, уронить)». Так что очень желательно в конце проговорить что-то вроде «Великан поет колыбельную, чтобы город спал. Он добрый великан!» — в любой игре с ребенком важно реализовать так называемый закон позитивного предпочтения).

 

Дополнительные возможности

Существует особый вариант подобных занятий: кроме картинок и предложений, к образам подбираются также и музыкальные фрагменты. Когда словесные описания с включенными в них сравнениями поддерживаются не только живописными образами, но и музыкальными, ребенок получает уникальную возможность сравнить, как одно и то же ощущение выражается, передается тремя разными способами через музыку, через рисунок,через слово.

Психология - учителю

Будет прекрасно, если взрослый поможет детям определить (иногда и сформулировать), за счет чего возникает данное ощущение в рисунке и за счет каких именно слов или звуков оно рождается в предложении. Прокомментировать музыкальный образ для ребенка обычно сложней, чем изобразительный или вербальный. Скорее всего, и не следует его об этом просить. Главное здесь не анализ, а интенсивное развитие восприятия — на основе столкновения разнородных образов. Мы с вами только что создали необходимые условия для глубины и тонкости восприятия, но восприятие, как в зеркале, немедленно и непосредственно отражается в речи — глубина и тонкость становятся речевыми характеристиками, с которыми можно теперь продолжать работу. Дальше предложения придумывает ребенок — совсем не обязательно к каждому образу (во всяком случае сразу). Один из определяющих моментов при этом — отсутствие фактора старания.

Фактор старания может как помогать, так и мешать. Он как правило очень важен там, где имеет место работа с моторикой -например, на уроках письма. Чаще всего, когда ребенок высовывает кончик язычка и очень осторожно ведет «палочку» или «крючок», получается действительно красивей и аккуратней. А в мыслительной деятельности и особенно во всем, что связано с созданием нового (новых образов, новых идей, новых предложений и текстов), старание ведет к напряжению и очень часто возникает барьер, зажим. (Кстати, в некоторых случаях э го может происходить и во время письма.)

Как научить ребенка верить в себя?

Чтобы хорошо придумывать предложения, ребенок непременно должен ощущать себя уверенно, свободно и спокойно, а это значит, что необходимо помочь ему раскрыться, убрать напряжение, скованность, расслабиться. Это тем более важно, что в школе в качестве ключевой установки, как правило, используется слово соберись, что в переводе на детский язык нередко означает сожмись. В идеале нам нужно научить ребенка и тому и другому — и собираться, и отпускать себя. В последнем случае такой рисунок может помочь:

Кто летит в межзвездном пространстве за руку с предложением? Это явно не кто-то из персонажей, а сам ребенок. У него выросли крылья. Образ легких, прозрачных крыльев, вырастающих за спиной, вызывает одновременно и ощущение легкости, и ощущение уверенности в себе.

Предложение как объект, с которым ребенку предстоит иметь дело всю жизнь, здесь просто звездочка, очень добрая и красивая. Важно, чтобы ребенок заметил ее взгляд, устремленный на него, — заинтересованный, теплый, дружеский. Предложение как единица языка -это что-то очень хорошее. И пока ребенок спит, летя в межзвездном пространстве, он это непременно поймет. «Как спит? — может спросить кто-нибудь очень серьезный. — Ведь он же сидит за столом и рассматривает эту звездочку-предложение». Ну конечно, он здесь, за столом, он с нами. Но там, на картинке, с закрытыми глазами и такой очаровательной улыбкой, — тоже он.

Психотехника с картинкой «сработает» еще эффективнее, если включить в игру такой или похожий текст: Придумывать предложения легко, как летать во сне. Нужно только научиться не стараться их придумывать, а позволить им придуматься самим.

О чём угодно. На любую тему. Ты хочешь попробовать?

Само собой, этим можно пользоваться не только во время игры с образами предложений, но и в любой момент просто придумывая, создавая любые предложения. (Кстати, не стоит просить ребенка составлять предложения — гораздо лучше: придумай, сочини; иногда, но не часто — создай.)

Нам нужно подбирать такие предложения-модели, чтобы сама их ритмика помогла сохранить и поддержать всё то же ощущение полета или, может быть, легкого подпрыгивания на носочках, на пуантах… Что-нибудь вроде этого:

Я часто летаю во сне. Мне снится небо.

За окном радуга, как мостик. Кто по нему бежит? Дождь шел и прошел. Лужицы были и высохли.

Попробуйте представить это именно так будто кто-то на носочках подпрыгивает и почти летит.

Можно с этой же целью использовать способность джинна к перетеканию образа. Рисунок снова может помочь:

Когда от создания предложений мы сделаем шаг к созданию текстов, нужны будут новые психотехники, дающие адекватный настрой на речевые действия. Один из возможных приемов в этом случае — аналогия между речью и танцем. Это может выглядеть вот так:

Психология - учителю

Будущие предложения, которые вот-вот придумает ребенок, — теперь уже не звездочки, а птички. Раз так, можно сказать, например: «Произнеси короткое волшебное слово фант — и предложения слетят с твоего язычка сами. Если ты им и поможешь, то совсем чуть-чуть…» Сколько птичек-предложений, сосчитать невозможно, поскольку они исчезают в голубом небе… И хорошо, что невозможно: мы помогаем родиться еще одному важному ощущению -речевого простора.

Спросите у ребенка: «Какой образ принял наш джинн в эту минуту? Почему, как ты думаешь? При чем тут птички?» Подобные вопросы не подсказывают конструкцию ответа и потому тоже способствуют обретению речевой свободы, нестереотипным речевым решениям.

Но в другой раз снова понадобятся новые образы: разнообразие — важнейший дидактический принцип. Варианты самые разные. Вербально это может быть так: А теперь не придумывай никакой темы и пусть предложения просто посыпятся у тебя из ротика, как гладкие, лёгкие, прозрачные камешки — чтобы полные ладошки набрались этих камешков! Разные-разные камешки! Цвет разный! Форма разная! По-сы-па-лись…

А звучать примерно так:

Психология - учителю

Ты замечал, что одни люди говорят легко и плавно, а другие — тяжело, сбивчиво и неуклюже. Это как в танце. Можно танцевать едва касаясь пола, легко и изящно, а можно — еле поворачиваясь и наступая всем на ноги.

Чтобы говорить легко и свободно, нужно не думать о том, что нужно говорить легко и свободно, а просто говорить. А ещё нужно узнать, что внутри тебя живут тысячи словхороших, выразительных, умных слов! Им тесно в тебе, и они так хотят, чтобы их произнесли или написали!

А чтобы твоя речь стала совсем похожа на танец, лёгкий и красивый, потребуется твоё ВООБРАЖЕНИЕ.

О разнообразных приемах включения воображения и о том, как использовать их для раскрепощения детской речи, речь пойдет в следующей статье.

В статье использованы иллюстрации художника Ларисы Волышцкой к учебнику «Радуга речи».





Комментарий к статье