ПОДРОСТОК И ВЗРОСЛЫЙ: Пути взаимопонимания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


IV. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ К САМОПОЗНАНИЮ

Подростки — люди не простые, заинтересовать их чем-то не так легко. Но на что они всегда откликаются охотно, так это на возможность узнать что-то новое о себе, своем характере, поговорить о своих проблемах -Психологи знают, что пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано с формированием самосознания, самооценки. Опираясь на психологические особенности этого возраста можно пробовать формировать ответственное отношение к своим поступкам, волевые и коммуникативные качества.

Отчасти решить эти задачи воспитания помогает представленная программа. Она дает толчок к осознанию потребностей и ценностей, к их определенной трансформации. Большая часть описанных методов -более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных воспитательных задач.

Данная программа реализуется в классных группах по 10-12 человек и рассчитана на 10 занятий по 1,5 часа. Она содержит 3 раздела со своими задачами и темами (см. табл. 2).

Таблица 2

Разделы Задачи Темы
I
  • знакомство;
  • выяснение ожиданий учащихся;
  • создание доброжелательной атмосферы;
  • предоставление возможности увидеть себя глазами других.
  • 1.    «Давайте познакомимся»
  • 2.    «Какой я в глазах других людей?»
  • 3.    «Можно ли общаться без слов?»
  • 4.    «Читаю чувства на лице твоем»
II
  • развитие доверия к окружающим людям;
  • осознание позиции «ученик гимназии»;
  • предоставление возможности исследования своего характера, способности к самопознанию.
  • 5. «А нужен ли я людям?»
  • 6. «Какой у меня характер?»
  • 7. «Умею ли я слушать?»
III
  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
  • позитивное развитие межличностных отношений.
  • 8. «Чем мы обязаны другим…»
  • 9. «Жить с достоинством, что это значит?»
  • 10. «Умею чувствовать рядом с собой человека».

Кроме того, для каждого занятия определяется его цель, которая будет названа в начале каждой темы далее.

Занятие 1

Тема: «Давайте познакомимся».

Цель: создать атмосферу доброжелательности, пробудить интерес к игровому поведению в группе, объяснить правила работы.

Ведущий рассказывает о цели занятия, создает настрой на серьезные отношения, несмотря на игровой фон занятий, объясняет значимость общения в жизни.

Общение людей — это воздух, без которого наша душа погибает. И как тело нуждается в чистом воздухе, так и душе требуется благодатное общение… Вы сейчас переживаете процесс рождения своего самосознания, своих жизненных планов, целей и ценностей, рождения нового уровня общения. И это общение требует новых навыков, которым можно научиться. Чаще всего человек учится на своих ошибках и разочарованиях: но лучше их совершить на наших занятиях, не тратя на это жизнь. Будем пробовать, ошибаться, не боясь проиграть, будем общаться…

Упражнение 1. «Мое имя»

Участники по очереди рассказывают о собственном имени: кто выбирал это имя, какие с ним связаны ассоциации; как его называть в группе. После знакомства ведущий рассказывает о себе и предлагает примерные правила работы в группе:

  1. доверительный стиль общения;
  2. активное участие в работе (но если не хочешь говорить, промолчи);
  3. закрытость происходящего в группе: не обсуждать после занятий;
  4. умение слушать каждого: не перебивать говорящего, выслушиваем все до конца, не отвлекаемся;
  5. соблюдать ритуалы работы: в начале занятия все встают, аплодируют за удачное высказывание, в конце-возьмемся за руки. Ритуал принятия правил: «Я обещаю…»

Упражнение 2. «Футболка с надписью»

Представьте, что вам дали возможность написать на своей футболке какую-то надпись (девиз, любимое изречение. пословицу и т.п.). Важно, чтобы она рассказывала о вас, отражала ваше отношение к жизни. Упражнение выполняется письменно в течение 5-7 минут. Каждый участник зачитывает свою надпись, приводится обсуждение с помощью и при поддержке ведущего.

Упражнение 3. «Пустое место»

Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним участником никто на стуле не сидит; его задача — переманить кого-нибудь на пустое место без слов, взглядом. Если кто-то увидел приглашающий взгляд, он должен перебежать.

Упражнение 4. «Стул как проблема»

Все мы по-разному реагируем на трудные жизненные ситуации. Представьте, что этот стул (он стоит в центре круга) — это какая-то трудность, с которой надо «расправиться» молча, без слов.

После выполнения идет обсуждение: почему отставили стул в сторону, перешагнули через него и т.п. Ведущий оказывает поддержку ребятам, которые зажаты, не могут выразить мысль точно. Упражнение подводит к выводу, который формулирует и объясняет ведущий: Если обстоятельства сильнее вас, не делайте из этого трагедию: согнитесь, как трава под снегом — у вас еще будет возможность распрямиться.

Упражнение 5. «Знакомство»

Представьте, что вы кандидаты для выполнения важного и ответственного задания. Вы перед отборочной комиссией. Чтобы она отобрала именно вас, постарайтесь рассказать о себе все самое хорошее, но только кратко и точно. После выполнения упражнения — обсуждение.

Анализ работы в группе: каждый продолжит фразу «Сегодня я понял…»

Ритуал окончания занятия.

Занятие 2

Тема: «Какой я в глазах других людей?».

Цель: знакомство с обратной связью как с сообщением, адресованным другому человеку, о том, что я о нем думаю, как я воспринимаю наши отношения, какие чувства у меня вызывают его действия.

Ритуал начала занятия: ведущий спрашивает каждого: «Что было важного в твоей жизни за прошедшую неделю?» Объясняет цель занятия.

Упражнение 1. «Ассоциации»

Водящий (первым может быть и ведущий) выходит за дверь. Остальные выбирают одного из участников, которого будет угадывать водящий. Вернувшись, он задает 3-4 вопроса, например, с какой погодой ассоциируется этот человек, с каким временем года, с какой музыкой, и пытается угадать того, кого загадала труппа. Игра повторяется несколько раз. Вопросы тому, кого угадывали: «С какой ассоциацией ты не совсем согласен? Какая понравилась больше? Есть ли различие между твоим представлением о себе и представлением о тебе других?»

Упражнение 2. «Волшебное кресло»

В «волшебное» кресло садится желающий, которому говорит свое мнение любой участник. В этом кресле «высвечиваются» все достоинства и недостатки человека: добрый злой, честный — лживый, аккуратный — неряшливый и т.д. Здесь есть возможность узнать, каким тебя видят ребята. Правила игры:

  • не давать обобщенных оценок (плохой — хороший),
  • говорить о своих чувствах по отношению к человеку,
  • говорить та к, чтобы не обидеть и не оскорбить сидящего в кресле.

Обсуждение по вопросам: «Как ты себя чувствовал в кресле? Когда легче было говорить, когда труднее? Почему эта игра важна для человека?»

Упражнение 3. «Меняемся местами»

Водящий убирает один стул и предлагает поменяться местами с тем, кто получил хорошую оценку, у кого дома есть собака, кто любит мороженое и т.д.

Упражнение 4. «Чемодан в дальнюю дорогу»

Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан»: в него «складывается» то, что, по мнению группы, поможет этому человеку в общении, и то, что ему будет мешать, т.е. с чем надо будет поработать. Ведущий записывает положительные качества (например, дружелюбие, улыбчивость и т.д.) и отрицательные (застенчивость, жадность и др.). При наличии споров и возражений по поводу какого-либо качества, его в список не заносят. Для «полного чемодана» нужно 5-6 положительных и столько же отрицательных качеств. Участник возвращается и ему докладывается о «содержимом» чемодана.

После обсуждения ведущий помогает ребятам прийти к выводу: наше мнение о себе и мнения других часто различаются, и иногда полезно посмотреть на себя глазами других людей.

Работа с «психологическими мыслями»:

  1. «Глуп тот человек, который всегда остается неизменным.» (Вольтер)
  2. «Уважай себя, будь самим собой, и люди воздадут тебе должное.»
  3. «Если я хочу быть счастлив, я должен знать, что счастье начинается только с меня самого (а не с кого-то или с чего-то).»

Ритуал окончания занятия.

Занятие 3

Тема: «Можно ли общаться без слов?»

Цель: показать значение невербального общения в жизни; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние; тренировка осознания и вербализации чувств.

В жизни мы можем разговаривать, не произнося слов: речь идет о наших жестах, позах, мимике и т.п. Комплимент не будет искренним, если его сказали без улыбки, с холодным блеском в глазах. Сегодня мы будем учиться общаться без слов…

Упражнение 1. «Улыбка»

Благожелательная улыбка — это первый знак расположения к человеку, это начало любого разговора и очень простой прием привлечения внимания… Попробуйте открыто улыбнуться тому человеку в группе, кого вы особенно рады видеть и хотите поприветствовать. Обратите внимание на свои ощущения.

После обсуждения — вывод: если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам, первым.

Упражнение 2. «Выражаю эмоциональное состояние без слов»

Ребята делятся на 2 группы (актеры и зрители) и изображают ситуации:

  • мы куда-то идем и вдруг понимаем, что что-то забыли;
  • хотим что-то купить, но не хватает денег;
  • хотим позвонить, но нет жетона;
  • видим человека, которому хотим понравиться; идем туда, куда не хочется идти.

Обсуждение: «Были лег ко или трудно инсценировать? Что помогает выражать чувства? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?»

Упражнение 3.

А) «Скульптура чувства». Создайте «скульптуру чувства», которое, по вашему мнению, является нежелательным в общении. В паре, по желанию один «лепит» из другого это чувство и объясняет, почему он создал именно такую скульптуру, из какого материала она «вылеплена».

Б) «Сделай копию». Один участник принимает на несколько секунд какую-либо позу, другой должен точно ее повторить. Затем они меняются ролями.

Упражнение 4. «Конкурс актерского мастерства»

Пантомима:

  • паутина на стене,
  • кактус,
  • коврик на полу,
  • вешалка,
  • часы с маятником (или с кукушкой),
  • треснутое зеркало,
  • летящее перышко,
  • яблоко с червями,
  • тугой замок в двери,
  • попугай в клетке,
  • проколотый воздушный шарик и т.д.

Упражнение 5. «Благодарность без слов»

Каждый молча выразит благодарность самому талантливому, с его точки зрения, актеру; постарается вложить в нее все свои чувства, которые он испытывает к этому человеку. Тот. кому «показали» благодарность, в свою очередь выражает признательность другому актеру и т.д.

Анализ работы: продолжить фразу «Сегодня меня удивило…»

Работа с «Психологическими мыслями»:

  1. «Говори, чтобы я тебя видел.» (Сократ)
  2. «Не верь речам, верь своим глазам.»
  3. «Что в сердце варится, на лице не утаится.» Ритуал окончания занятия.

Занятие 4

Тема: «Читаю чувства на лице твоем»

Цель: продолжить работу по умению понимать состояние человека по невербальным признакам.

Упражнение 1. «Приветствие»

Все ходят, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, т.е. пытаются передать молча какое-то свое чувство. После выполнения задания ребята отвечают на вопрос: «Что они чувствовали, когда таким образом здоровались?»

Упражнение 2. «Угадай, какой урок»

Водящий выходит, все загадывают какой-то школьный урок (русский язык, математика и т.д.); водящему показывают свое отношение к этому уроку движениями, позой, мимикой. Он должен отгадать, какой это урок.

Упражнение 3. «Подарки»

Выбирается участник, у которого недавно был или скоро будет день рождения: ему и будут «рисовать» и одарить» воображаемые подарки все остальные. «Именинник» угадывает, что за подарки ему изобразили), это может быть и хорошая отметка, и вилла на берегу моря…).

Обсуждение после игры: Почему было иногда трудно угадать? Что делать приятнее: дарить или получать?

Упражнение 4. «Радость»

Каждый участник рисует как он представляет себе «чувство радости». Работа выполняется 10-15 минут. По окончании рисунки обсуждаются, ребята приходят к выводу о том, как по-разному люди понимают одни и те же чувства.

Анализ работы: продолжить фразу «Мне хотелось бы…».

Ритуал окончания занятий.

Продолжение статьи далее…





Комментарий к статье