ПОДРОСТОК И ВЗРОСЛЫЙ: Пути взаимопонимания

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


II. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И ПОДРОСТКА

1. Некоторые подростковые реакции

Чтобы подкреплять свое чувство взрослости, утвердить свою самостоятельность, право на собственные суждения, подростку невозможно продолжать, как в детстве. подчиняться требованиям старших. Тут-то и кроется причина так называемого подросткового бунта.

Неповиновение — главный механизм взросления на этом этапе. Чтобы почувствовать себя личностью, ему просто необходимо хотя бы что-то сделать по-своему, не так. как диктуют старшие, а лучше всего наоборот. Черты поведения — это типичные реакции, поэтому терпение и мудрость взрослых (родителей, педагогов) должны быть на том уровне, что это еще не черты личности, а реакции. Дилемма в том, что попытки подавить «плохое» поведение, способны закрепить его.

  • A)    Реакция эмансипации — освобождение от зависимости, стремление уйти от опеки, проявляется в отказе от выполнения общепринятых норм, в демонстративном поведении.
  • Б) Реакция протеста (активная и пассивная) — непринятие форм поведения, которые навязывают взрослые.
  • B)    Реакция группирования со сверстниками — это важный канал социализации, подросток дорожит мнением сверстников. Чем более жестко и непримиримо относятся родители к его друзьям, тем больше вероятность того, что подросток предпочтет общество сверстников семье.
  • Г) Реакция хобби (интеллектуально-эстетические увлечения, накопительные увлечения). Взрослым некоторые увлечении подростков непонятны и кажутся неважными, хотя знание и внимание к увлечениям могут служить мостом для налаживания контактов. Запреты на увлечения воспринимаются как самое жестокое наказание. Эгоцентрические увлечения — это занятия, которые удовлетворяют потребность подростка быть в центре внимания, к ним склонны подростки систероидными Чертами (увлечение экстравагантной одеждой, занятия редкими языками, интерес к древности).
  • Д) Реакция компенсации — проблемы в развитии какого-то качества за счет усиленной работы в другой деятельности.
  • Е) Демонстративность — подчеркнуто выразительное поведение, выраженность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с целью привлечь к себе особое (чаше сочувственное) внимание окружающих. Демонстративные реакции могут проявляться даже в явных нарушениях поведения (кражи, нарочитые выпивки, побеги из дому). Смысл реакций — продемонстрировать проблемы.

Некоторые реакции формируются у подростка на непосильные для него требования и проявляются в неуравновешенности, агрессивности. Наличие реакций делает этот возрастной период проблемным для сложных взаимодействий подростка, как с самим собой, так и с окружающими его людьми.

Среди подростковых реакций на первый план выходят цинизм и ложь подростка.

А) Цинизм подростка как педагогическая проблема

Цинизм — это преднамеренно непристойное глумление над тем. что дорого людям; это умышленное выражение пренебрежения. Безоговорочное принятие всех взрослых норм и правил означает для подростка полную обезличенность. а потому совершенно неприемлемо. Причинами возникновения цинизма могут быть: болезненный удар несправедливостью старших; разочарование в людях, которых подросток идеализировал; атмосфера элитарности — положение отпрыска именитого человека, изобилие дорогих «фирменных» вещей, невольное подражание близким старшим.

Цинизм очень легко приживается в психике подростка. И когда его наказывают за это, цинизм только усиливается. Проявления цинизма — это потребность в самоутверждении, в самозащите.

Цинизм может сформироваться в стойкую асоциальную позицию там, где утрачена вера в социальную справедливость. Чаще всего «заражены» цинизмом подростки из неблагополучных семей — в силу хронического эмоционального неблагополучия. Но и в атмосфере благополучия подросток является индикатором скрытых (иногда неосознаваемых) тенденций в семье.

Подростковый цинизм, мода, музыка, жаргон заставляют взрослых брезгливо морщиться, но, похоже, именно эту цель подростки безотчетно преследуют. И так от поколения к поколению на протяжении столетий.

Если длительное время происходит накопление отрицательных эмоций, то оно может превратиться в мину замедленного действия. И в первую очередь, она разрушает или уродует личность ее носителя. У каждого человека (тем более, подростка) должно быть прибежище, где он может безнаказанно, беспрепятственно излить все, что переполняет его душу. Не следует «затыкать рот» подростку, если его информация содержит отрицательную оценку старших или выражение неприязни к ним, когда он возмущается поведением учителей. Если говори ть ему, что «учителя не могут быть такими» — это только усилит его ненависть, обиду.

Мы боимся оказаться в роли пособников бунта подростка («как это не одернуть, если он оскорбляет старших!»). А ведь чаще всего он отшвырнет обратно взрослому брошенное оскорбление («сами вы!..»). Помочь подростку можно, если терпеливо выслушать его, добиться снятия эмоционального напряжения. В наших силах помочь ему понять, что достоинство человека не в том, чтобы насолить обидчику, а в том, чтобы разрядить начавшуюся грозу, не дать состояться конфликту, родиться злобной агрессии.

Б) Подростковая ложь. В чем причины?

Подростки стремятся к независимости, хотят жить своим собственным умом. А взрослые пристально следят за ними и всегда хотят знать, что те делают. Поэтому подростки прибегают ко лжи. Лгут они и потому, что пытаются скрыть то, что может обернуться неприятностями.

Задумайтесь: как вы реагируете на выражаемые отрицательные чувства ребенком? Если чаще — отрицательно, значит, вы «отбиваете охоту» говорить правду. Если вы ругаете за правду, значит быть нечестным выгоднее! Ложь, в основном, порождена стремлением избежать наказания.

Когда возникают отношения «старший — младший», лжи, практически, не избежать. Магической формулы, которая бы враз сделала подростков честными, не существует. Родителям самим следует организовать свою жизнь так, чтобы у подростка было меньше побуждений ко лжи.

Вот некоторые рекомендации: внушайте ребенку с малых лет ваше неприятие лжи:

  • постоянные нравственные наставления имеют определенный эффект;
  • не провоцируйте его: не задавайте вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты;
  • не ставьте отношения с ним в зависимость от оценок, успехов (в музыке, учебе);
  • не устраивайте истерик и не читайте нотаций: подросток не будет говорить правду, видя вас в плохом настроении;
  • будьте последовательны в поощрениях и наказаниях: в разумной форме можно использовать наказание за ложь в виде штрафа, лишения чего-то хорошего из «зоны радости». Но помните: дети лгут и Для того, чтобы избежать физического наказания, если они его получают; боязнь родительского гнева
  • важнейшая причина лжи. Если вы хотите добиться от ребенка искренности, постарайтесь, чтобы его не сковывал страх;
  • задумайтесь, насколько честны вы сами: родители, которые сами частенько обманывают ребенка, не сдерживают данные ему обещания, едва ли могут надеяться, что он будет вести себя иначе. Надежный способ выяснить правду — по-хорошему договориться, создать атмосферу доверительности и ситуацию успеха;
  • постарайтесь понять, почему стала возможной ложь, выясните ее мотивы (возможно, ребенок лжет, чтобы привлечь к себе внимание, из-за ощущения своей неполноценности) и продемонстрируйте свою способность прощать.

Указанные проблемы являются действительно типичными, но вместе с тем в каждом случае нужно искать конкретную причину нарушения поведения и помнить, что значительно продуктивнее, легче, да и просто приятнее строить отношения с подростком, опираясь на то позитивное, что в нем всегда есть.

2. Мотивы «плохого» поведения подростка

Чтобы обеспечить поступательное развитие личности на подростковом этапе, следует учитывать тот факт, что подросток ведет себя плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что причиной его гнева, агрессии могут быть «страдательные» чувства: обиды, боли, непонимания.

Взрослый, занимающийся воспитанием подростка, должен понять мотивы его поступков, т.е. их психологические механизмы.

Психологи выделяют несколько мотивов «плохого» поведения подростков:

  1. Привлечение внимания: ученики стучат по парте ручкой, шепчутся, выкрикивают, требуя, таким образом, внимания педагога. Основная трудность-быть внимательным, не подкрепляя условный рефлекс «хочешь внимания, делай плохо». У подростка бывает голод и на личностное внимание, которое выражается в заинтересованности взрослого его состоянием: «Ты чем-то расстроен?.. О чем-то грустишь?..»
  2. Стремление к власти: подростки видят внешнюю, эффективную сторону властолюбивого поведения, их привлекают люди — «сильные личности», «крутые». Необходимо объяснить подростку отличие двух форм поведения:
    • Копилка мастерства крутой = уверенное поведение + много агрессии,
    • сильная личность = уверенное поведение + много поддержки.
  3. Месть: в целях мщения подростки выбирают то, что произведет впечатление именно на этого человека. Если учитель требует пунктуальности, мститель будет методично опаздывать. Это личная проблема учителя: как научиться прощать учеников, которые ему мстят. Нужно разделять личность ученика, выражающего внутреннюю боль с помощью агрессии, и его поведение.
  4. Избежание неудачи: внешне послушный, подросток не выполняет задание, т.к. боится ошибиться и вновь столкнуться с ощущением своего ничтожества. Ему не поможет твердость или требовательность взрослого, здесь нужна только поддержка.

Одна из форм плохого поведения побеги из дома. Это утрированная реакция на то, что «родители его не понимают». Он взрослеет, отдаляется и в своем отчуждении винит родителей.

Скрытым мотивом может быть и соперничество с отцом или матерью. Сын-подросток соперничает с отцом и резко критикует мать за слишком модную или наоборот старомодную вещь; желая скрыть свою привязанность к матери, он начинает придираться к ней без повода. Если в семье мальчик боится отца, не спорит ним, то вымещает свое раздражение на матери (или учителе).

Некоторые подростки, не желающие быть похожими на своих родителей, но еще не нашедшие для себя конструктивной альтернативы. -занимают позицию противоположную той, которую ждут от них родители (воспитанная девочка может убежать из дома в сомнительную компанию). Но «борьба за независимость» не означает, что родителям надо резко прекратить свое руководство. Подросток борется не против родителей, а против своей зависимости от них.





Комментарий к статье