В данном виде тестовая ситуация (жизненная ситуация в миниатюре) может рассматриваться как предъявляющая почти непомерные требования к способности личности к взаимодействию. На короткий период (время тестирования) психологическое пространство ребенка переполняется множеством эмоциональных «событий», которые обычно распределены в более длительном периоде его жизни. Однако понятно, что ребенок не переживает тестовый опыт так, как он переживал бы реальный жизненный опыт, и его чувства, таким образом, менее пылкие. Тем не менее такая ситуация не делает чувства ребенка менее подлинными или менее отражающими его межличностное взаимодействие, так как оба вида реакций — «пылкие» (в жизни) и «рассудочные» (в тестовой ситуации) — происходят из одного источника. К тому же ребенок мало способен делать четкое различие между «как если бы» и действительным, и чем младше ребенок, тем меньше он это различает. Тестовая и жизненная ситуации имеют для него тенденцию сливаться. Распределение чувств в тесте может быть также выражено в терминах «пережитых» чувств, исходящих от ребенка, и «воображаемых» чувств, направленных к ребенку. Даже такое различие не совсем определенно для ребенка, так как его психологические границы более гибки и неустойчивы, чем психологические границы взрослого.
1. Относительная психологическая значимость различных членов семьи. Из общих соображений распределение ответов могло бы походить на гипотетическое распределение (рис. 9).
Сумма всех высказываний, адресованных одному человеку, показывает степень вовлеченности в отношения с этим человеком. Сравнивая реальное распределение и гипотетическое ожидаемое, можно увидеть, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Также должно быть замечено, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей.
2. Эгоцентрические ответы. Эгоцентрические ответы содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они, однако, указывают на чрезмерную занятость собой. Основываясь на клиническом опыте, можно ожидать высокого уровня любви к себе у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, и высокого уровня ненависти к себе у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.
3. Амбивалентность. Отношения между положительными и отрицательными исходящими чувствами и положительными и отрицательными получаемыми чувствами, высказанными ребенком, могут составить амбивалентную пропорцию. Амбивалентность фиксируется, если положительных пунктов было направлено члену семьи не более чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных более чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.
4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им. Исходящие чувства — это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка мы можем ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, который не способен выразить свои чувства в реальной жизненной ситуации, может оказаться способным сделать это в тестовой ситуации, но может быть сдержанным и в обеих ситуациях. Выраженные ребенком полученные чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты.
Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка — реальностью «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций, соответствующих его потребностям или нуждам. Эмоции, которые дети направляют другим, тесно соотносятся с чувствами, которые, как они полагают, направляются им самим. Данные показывают, что в большинстве случаев получаемые чувства Удивительно соответствуют исходящим от ребенка чувствам, как если бы у ребенка была внутренняя обсчитывающая система, которая давала бы на выходе ровно столько, сколько получает.
5. Защиты. Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему защиты от чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Эти защиты — обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы.
Отказ: ребенок отдает большинство положительных и отрицательных высказываний «Никому».
Идеализация: ребенок отдает большинство вопросов положительного характера членам семьи, в то время как большинство отрицательных отдает «Никому».
Смещение: ребенок отдает большинство высказываний периферическим членам семьи.
Осуществление желаний, регрессия: эти защиты могут быть выявлены, если ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства.
Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить дополнительные виды защит:
— проекция, когда ребенок преувеличенно и нереально приписывает другим положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя;
— реакция формирования, когда ребенок подменяет свои ответы противоположными, стараясь скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства.
Отсутствие нормальной защищенности. Если протокол показывает чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.
Более подробно следующие этапы интерпретационной работы с результатами теста описаны в руководстве к тесту.