Процедуру моделирования биографии «Альбом моей жизни» можно отнести к проективным техникам обследования межличностных отношений ребенка подросткового и юношеского возраста. Разработана методика Т. Ю. Андрущенко [Андрущенко Т. Ю., 1998]. Методика позволяет осуществить выбор тех или иных стимулов из предлагаемого многочисленного изобразительного ряда. Большая индивидуальная свобода выбора предполагает действие механизмов проекции актуальных потребностей клиента.
Введение моделирования биографии в ткань консультирования отвечает актуальной для ребенка этого возраста потребности в осознании своих близких и дальних жизненных перспектив, обобщении опыта переживаний прошлого периода, построении своей философии жизни. Во многом методика «Альбом моей жизни» развивает идеи, заложенные в известной методике «Линия жизни человека», главное отличие между ними заключается в использовании при моделировании «линии жизни», т.е. индивидуальной и субъективной биографии человека, многообразного наглядного материала.
Методика с помощью знаковой символики, образных картин, фотографий дает ребенку возможность получить емкое и целостное представление о ситуации своего развития, в моделировании картины своего внешнего и внутреннего мира помогает увидеть многообразие реальных и возможных связей и отношений с другими людьми и с самим собой.
Особенностью методики является совместная работа психолога и старшеклассника. Это, по мнению автора методики, с одной стороны, позволяет психологу вести консультативную работу более динамично, управлять процессом, а с другой — дает возможность ребенку чувствовать свою причастность к происходящему, актуализировать свои личностные ресурсы.
Процедура обследования с помощью методики «Альбом моей жизни» позволяет одновременно представить в консультативном процессе диагностические и психотерапевтические аспекты психологической работы. В терапевтическом плане данный методический прием позволяет:
- вывести личностные проблемы старшего школьника, его внутренние конфликты в план обсуждения, рефлексии; в ходе построения изобразительного событийного ряда актуализировать вербальный компонент, помочь овладеть ситуацией на когнитивном уровне;
- перенести отрицательные переживания в условный план образов, тем самым эмоционально отреагировать свой конфликтный опыт отношений с миром, получить возможность освободиться от прошлых и настоящих травмирующих переживаний;
- пережить положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации (терапия творчеством).
Материал для проведения обследования
Для проведения методики необходимо подготовить три вида материалов:
- альбом, состоящий не менее чем из десяти полиэтиленовых файлов с одноцветной бумажной прокладкой (что дает возможность клиенту использовать две стороны файла);
- набор иллюстративного материала, состоящего из большого числа картинок (около 200 — 300) разного формата и разной степени изобразительной обобщенности (фотографии, абстрактная символика, репродукции мастеров живописи и проч.);
- набор «рубрик-названий» — предполагаемые «страницы жизни» в альбоме клиента (см. табл. 2). Рубрики предлагаются в трех конвертах, имеющих условное название:
- «Радостное, светлое» — здесь содержание рубрик отражает мотивы достижений, самоутверждения, эмоции радости и др.;
- «Печальное, темное» — здесь собраны рубрики, в названии которых фиксируются конфликтные переживания по поводу отношений клиента с другими людьми, с самим собой и проч.;
- «Разное, в черно-белую полосу» — здесь в названии рубрики отражается нейтральное отношение к событиям жизни, представлен план познания различных ее сторон.
В соответствии с основными тенденциями развития ребенка в юношеском возрасте конкретные рубрики подбираются согласно специфике содержания социальной ситуации развития, ведущей деятельности, психологических новообразований (табл. 2).
Актуальные проблемы старшего школьника | Предлагаемые названия для страниц-рубрик |
Философские, экзистенциальные проблемы | Где Я? Житье. Размышление о жизни. С Богом. Степень свободы. Легко, радостно. Просто жизнь. Уже не с нами. «Я» и «Мы». Я не знаю, как жить |
Профессиональное самоопределение | Будущее. Интерес. Куда податься? Новое время. Профессий много… Теперь повезет |
Отношения со взрослыми | Говоря откровенно… Конфликты. Родные. Скандал. «Я» и «Мы». Чужой |
Отношения со сверстниками | Вместе. Ищу друга. На «ты». Старый друг. «Я» и «Мы». Чужой |
Отношение к себе | Взгляд изнутри. Мой мир. Путь к себе. Я, сдвинутый по фазе. Я |
Отношение к правам, нормам (поиск пределов допустимого) | Деньги. Долг. На грани. Запрет. Конфликты. Купить, продать, обменять. Права. Нет ничего тайного |
Отношение к школе | Уроки. Любимый ученик. Учитель. Школа |
Отношение к дому | Вернись домой. Дом. Дорога к дому. Мой дорогой дом. Убежище |
Отношение к любви | Вместе. Любовь. Love story. О любви. Премудрости любви. Разбиваются души. Свободна. С любимыми не расставайтесь |
Отношение к сексу | Вдвоем. Говоря откровенно… Нет ничего тайного. Секс-игры. Чего боится мама |
Постижение географического и исторического пространства (чувство «там и тогда») | «А время быстро катится — такие вот дела». Былое. Время. В поисках утраченного времени. Даты. Другая жизнь. Между прошлым и будущим. Поездки. Путешествия |
Страхи | Беды. Бесы. Ловцы наших душ. Многострадальные. Оборотни. Призрак. Позорище. Раны. Тупик.Что потом? Чужой |
Процедура проведения обследования
Работа строится в три этапа.
На первом этапе школьника знакомят с тремя конвертами, в которых собраны рубрики-названия, соответственно отражающие «Радостное», «Печальное», «Разное» в жизни. Предлагается выбрать названия страниц своего будущего альбома. Таких рубрик-названий в каждом конверте желательно иметь не менее 20 — это количество определяется объемом листов в альбоме. В зависимости от целей работы, выдвигаемой гипотезы психолог может менять инструкцию. Чаще всего старшекласснику предлагается выбрать из каждого конверта по одной определенной рубрике Для названия трех страниц, остальной выбор он делает уже по своему усмотрению.
Данный этап дает возможность увидеть готовность ребенка обсуждать различные события своей жизни, его открытость к предстоящей беседе, заинтересованность. Содержание комментария клиента в ходе выбора, перевыбора предлагаемых рубрик позволяет увидеть общую направленность личности, характер установок на свою жизненную ситуацию, доминирование той или иной модальности переживаний.
На втором этапе ребенку предлагается подобрать иллюстрации к уже названным им страницам альбома, что предполагает отражение того или иного заявленного в рубрике содержания. В ходе работы время не ограничивается, психолог так же, как и в процедуре проведения первого этапа, отмечает особенности поведения ребенка:
- принятие задачи в целом, интерес к процедуре;
- последовательность выбора иллюстраций;
- попытки принятия и отвержения той или иной иллюстрации;
- характер обоснования выбора;
- скорость работы и др.
На третьем этапе организуется беседа ребенка с психологом «Экскурсия по альбому». Ребенку предлагается прокомментировать выбор названий страниц и подбор иллюстраций к ним. Психолог передает инициативу ведения беседы ребенку, всячески ее поддерживает. Беседа проводится в свободной форме, психолог задает уточняющие вопросы, у него появляется возможность выходить на обсуждение значимых для ребенка переживаний.
Данный этап консультативной работы имеет прежде всего психотерапевтическую направленность, позволяет ребенку на протяжении длительного времени, заданного рамками работы, эмоционально пережить и отреагировать свои конфликты с собой и другими, выйти на обсуждение путей развития позитивного отношения с миром.