Методика «Архитектор-строитель» в различных ее модификациях — одна из немногих методик, позволяющих управляемо проигрывать взаимоотношения между родителем и ребенком непосредственно в условиях консультации. Ее можно использовать как для первичного знакомства с ребенком, так и для последующего сбора данных, когда уже собран анамнез и зафиксирована просьба родителя. В последнем случае психолог будет более направленно наблюдать за поведением ребенка в ходе его взаимодействия с родителем.
Корни методики уходят в клиническую психологию, в которой уже в 1970-е гг. использовалась для психологического обследования семьи (или диады супругов) методика «Совместный Pop-шах» [Воловик В.М., 1980; Соколова Е.Т., 1989]. В 1980-е гг. эта методика в модифицированном виде из клиники в возрастно-пси-хологическое консультирование [Лидере А. Г., 1991; Бурменская Г.В., Захарова Е. И., Карабанова О.А. и др., 2002], где использовалась для диагностики родительско-детских отношений. Правда, и клинические психологи не потеряли к ней интерес и предложили две интересные модификации этой методики [Баз JI.JI., 1995; Горячева Т. Г., Трофимчук О.Н., 1997].
Материал для проведения обследования
Необходимы два листа бумаги, два карандаша, две ширмы (примерно 40 х 20 см), набор простых рисунков разной сложности. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы используем следующие схематические изображения: стул, лесенка, очки, спираль, зубчатая стена, несколько пересекающихся геометрических фигур, различные узоры, схематическое лицо человека (рис. 11).
Процедура проведения обследования
Ребенок и родитель садятся за соседние столы лицом друг к другу. Перед ними лежат листы бумаги, закрытые от партнера ширмой. Листы разделены на 6 — 8 клеток.
Инструкция
У каждого из вас есть лист бумаги. Он разделен на клетки. Сейчас я нарисую у одного из вас в определенной клетке несложный рисунок. Вы должны, общаясь друг с другом, задавая вопросы и получая ответы, но ничего не показывая и не рисуя в воздухе, сделать так, чтобы ваш партнер нарисовал у себя на листе бумаги совершенно такой же рисунок, какой нарисовал у вас я.
Партнеры попеременно выполняют роли рассказывающего и рисующего. Обычно проводится от 4 до 8 сеансов рисования. В некоторых случаях интересным бывает провести 1 — 2 сеанса в паре «ребенок—психолог», а не только в паре «родитель—-ребенок». После каждого сеанса рисования участники проверяют нарисованное, могут совместно выставить рисующему оценку.
Методика направлена на выявление уровня делового и личностного общения ребенка с родителем: кто является ведущим, а кто — ведомым при выполнении задания в диаде, насколько это распределение ролей устойчиво, каковы типичные педагогические приемы родителя по отношению к ребенку, какова реакция ребенка на эти приемы родителя, насколько ребенок обучаем (методика может использоваться и для диагностики обучаемости, так как ребенку последовательно несколько раз демонстрируют определенные образцы поведения, которые затем должен реализовать он сам). Кроме того, выявляется, в каком объеме проявляются те индивидуальные особенности ребенка, на которые указывал в ходе предварительной беседы с психологом родитель, каков уровень речевого развития ребенка, уровень критичности каждого из партнеров при оценке качества выполнения задания, кто из них берет на себя ответственность за возможные неудачи, а кто склонен возлагать ответственность на другого и проч. Возможно использование и стандартных техник фиксации особенностей интеракции родитель—ребенок, описанных, например, Г. Т. Хоментаускасом [Хоментаускас Г.Т., 1990].
Удачным представляется сочетание этой методики с заполнением по ее итогам «Карты профиля поведения ребенка» по данным непосредственного наблюдения Причард, адаптированной В. Каганом.
Карта профиля поведения предполагает заполнение «Бланка непосредственного наблюдения», в котором предлагается оценить поведение ребенка по следующим характеристикам:
- реакция на отделение от матери;
- страх, тревога;
- контакт с психологом;
- уверенность в себе;
- уровень эмоционального реагирования;
- эмоциональный фон;
- степень сотрудничества;
- реакция на фрустрацию;
- степень зависимости;
- внимание;
- целеустремленность;
- уровень активности;
- структура активности;
- коммуникация;
- самоутверждение;
- враждебность, агрессивность.
В бланке методики В. Кагана для каждой из этих характеристик дана соответствующая шкала показателей. Эти шкалы удобно использовать в виде своеобразной ориентировочной основы для оценки поведения ребенка во время выполнения задания (лучше, когда это делает ассистент психолога). Впрочем, эти же шкалы можно использовать и по итогам всего сеанса консультации ребенка.
Другой вариант методики мы даем в пункте 3.4.3.