Характер, акцентуации характера и неврозы

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Черту личности понимают как устойчивую предрасположенность к определенному поведению, сложившуюся либо в силу определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу определенных привычек, установок (стилевых особенностей поведения).

Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который в ее основу положил этические принципы. В древнегреческой литературе типологию характеров, распространенных в афинском обществе, описал Теофраст. Затем лишь в первой половине XIX в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любовь к детям, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.

В конце XIX в. появляются две интересные работы, посвященные проблеме характера, — книги Ф. Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека» и Ф. Полана «Психология характера». Джордано открыл, что существует два фундаментальных типа людей: «…у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым». По существу, он описал экстраверта и интроверта. Полан отмечает, что построение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются согласно строгим законам.

Их несколько:

  1. закон систематической задержки (заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные);
  2. закон систематической ассоциации (отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие, зависимые от них).

В начале XX в. Н. Лосский предложил свою классификацию характеров, обусловленную уровнем воли и преобладанием стремлений. Он делит людей на такие типы:

  • чувственный;
  • эгоцентрический;
  • сверхличный.

Третий тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли.

Также в начале XX в. А. Лазурский выступил с инициативой создания психосоциальной классификации характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, а их мировоззрение, «социальный аспект».

Дальнейшие исследования привели к углубленному пониманию характера.

Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры».

Характер — это вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основной) личностной структуре», которая разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта, полученного в раннем детстве (это «основная, модальная личность») (А. Кардинер).

Если личность отражает культуру, то характер — мировоззрение (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).

Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), Фрейд постулировал идею структуры характера, доказывая, что «можно вывести формулу формирования основного характера из определенных черт; причем постоянные черты представляют собой либо неизменные первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование».

В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:

  • «Характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение» (А. Абрахам).
  • «Привычные способы приспособления Я к внешнему миру, Оно и Сверх-Я, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер» (О. Фенихел).
  • «Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы» (Д. Бингхлоул).
  • «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающими конфликтами тех же сил» (В. Райх).
  • А. Лоуэн вообще предложил ограничить понятие характера только патологическими состояниями: «Человек здоров, если у него неттипичных способов поведения, т. е. характера. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации».

В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера.

  • Характер — это этический и моральный аспект личности.
  • Характер — мотивационный аспект личности.

В отечественной психологической литературе используется несколько определений характера.

  • «Характер — общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении» (А. Г. Шмелев).
  • «Характер — содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, мировоззрения в его поведении» (Н. А. Левитов).
  • Характер — индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, к различным трудностям.
  • Характер — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.
  • «Характер — это индивидуальные, ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки» (К. К. Платонов, Н. А. Левитов).
  • «Характер — психологический склад личности, выраженный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам) и воле» (Н. Д. Левитов).

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Впрочем, как уже отмечалось, не все психологи включают характер в структуру личности. Так, например, поступают американские исследователи, хотя среди них бывают и исключения. Р. Гилфорд к характерологическим факторам личности отнес потребности в самоопределении, свободе, самостоятельности, сознательности, а они принадлежат моральной сфере. Кеттелл среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу/слабость Сверх-Я: первая означает силу воли человека, действующего твердо и принципиально, а вторая — слабость воли человека, неуверенного в своих действиях.

Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

  • к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
  • к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
  • к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
  • готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества).

Как же связаны темперамент и характер?

Существуют различные подходы к оценке этого:

  1. Отождествление темперамента и характера (Э. Кречмер).
  2. Противопоставление, указание на то, что характер может вступать в конфликт с темпераментом (Д. Вирениус, Н. Д. Левитов).
  3. Темперамент как элемент характера.
  4. Темперамент как основа формирования характера, его врожденная основа (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Характер человека, как уже говорилось, — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, а другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность проще выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком легче для сангвиника и холерика. В то же время нельзя оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами. Типом темперамента они напрямую не обусловливаются.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В ней выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относятся выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуальные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе — интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Первые воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Выделяют 5 глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

  1. самоуверенность—неуверенность;
  2. согласие, дружелюбие—враждебность;
  3. сознательность—импульсивность;
  4. эмоциональная стабильность—тревожность;
  5. интеллектуальная гибкость—ригидность.

Экстраверсия — интроверсия сопоставляются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность: общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а замкнутость, интровертированность — неуверенные в себе.

Среди частных свойств характера, влияющих на локальные ситуации, можно выделить следующие:

  1. общительность—замкнутость;
  2. доминантность (лидерство)—подчиненность;
  3. оптимизм—уныние;
  4. совестливость—бессовестность;
  5. смелость—осторожность;
  6. впечатлительность—толстокожесть;
  7. доверчивость—подозрительность;
  8. мечтательность—практицизм;
  9. тревожная ранимость—спокойная безмятежность;
  10. деликатность—грубость;
  11. самостоятельность—конформизм (зависимость от группы);
  12. самоконтроль—импульсивность;
  13. страстная увлеченность—апатичная вялость;
  14. миролюбивость—агрессивность;
  15. деятельная активность—пассивность;
  16. гибкость—ригидность;
  17. демонстративность—скромность;
  18. честолюбие—непритязательность;
  19. оригинальность—стереотипность.




Leave a Reply