Черту личности понимают как устойчивую предрасположенность к определенному поведению, сложившуюся либо в силу определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу определенных привычек, установок (стилевых особенностей поведения).
Первая попытка классификации характеров принадлежит Платону, который в ее основу положил этические принципы. В древнегреческой литературе типологию характеров, распространенных в афинском обществе, описал Теофраст. Затем лишь в первой половине XIX в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любовь к детям, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.
В конце XIX в. появляются две интересные работы, посвященные проблеме характера, — книги Ф. Джордано «Характер с точки зрения тела и генеалогии человека» и Ф. Полана «Психология характера». Джордано открыл, что существует два фундаментальных типа людей: «…у одного тенденция к активности сильна, а тенденция к рефлексии слаба; у другого же склонность к рефлексии преобладает, тогда как влечение к деятельности оказывается более слабым». По существу, он описал экстраверта и интроверта. Полан отмечает, что построение характера определяется стремлениями человека, которые комбинируются согласно строгим законам.
Их несколько:
- закон систематической задержки (заключается в способности одних стремлений подавлять другие, прямо противоположные);
- закон систематической ассоциации (отдельные стремления способны вызывать к деятельности другие, зависимые от них).
В начале XX в. Н. Лосский предложил свою классификацию характеров, обусловленную уровнем воли и преобладанием стремлений. Он делит людей на такие типы:
- чувственный;
- эгоцентрический;
- сверхличный.
Третий тип отличается преобладанием сверхличных стремлений, источник которых лежит не в потребностях организма, а в факторах высшего порядка: религиозных, научных, эстетических. Эти люди действуют как бы не от себя, а от лица высшей воли.
Также в начале XX в. А. Лазурский выступил с инициативой создания психосоциальной классификации характеров, которая учитывает не только субъективные особенности людей, а их мировоззрение, «социальный аспект».
Дальнейшие исследования привели к углубленному пониманию характера.
Возникло понятие «социального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры».
Характер — это вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержавшихся в «базисной (основной) личностной структуре», которая разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта, полученного в раннем детстве (это «основная, модальная личность») (А. Кардинер).
Если личность отражает культуру, то характер — мировоззрение (Д. Хонигман, Н. Д. Левитов).
Анализируя типологию индивидуальных характеров (когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой), Фрейд постулировал идею структуры характера, доказывая, что «можно вывести формулу формирования основного характера из определенных черт; причем постоянные черты представляют собой либо неизменные первоначальные импульсы, либо сублимацию их, либо вызванное ими реактивное образование».
В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:
- «Характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение» (А. Абрахам).
- «Привычные способы приспособления Я к внешнему миру, Оно и Сверх-Я, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер» (О. Фенихел).
- «Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы» (Д. Бингхлоул).
- «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающими конфликтами тех же сил» (В. Райх).
- А. Лоуэн вообще предложил ограничить понятие характера только патологическими состояниями: «Человек здоров, если у него неттипичных способов поведения, т. е. характера. Это означает, что в реальности он ведет себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации».
В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера.
- Характер — это этический и моральный аспект личности.
- Характер — мотивационный аспект личности.
В отечественной психологической литературе используется несколько определений характера.
- «Характер — общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуально приобретенного опыта в конкретном социальном окружении» (А. Г. Шмелев).
- «Характер — содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, мировоззрения в его поведении» (Н. А. Левитов).
- Характер — индивидуальное сочетание приобретенных в течение жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, к различным трудностям.
- Характер — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.
- «Характер — это индивидуальные, ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки» (К. К. Платонов, Н. А. Левитов).
- «Характер — психологический склад личности, выраженный в ее направленности (отношение к людям, к себе, деятельности, вещам) и воле» (Н. Д. Левитов).
Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Впрочем, как уже отмечалось, не все психологи включают характер в структуру личности. Так, например, поступают американские исследователи, хотя среди них бывают и исключения. Р. Гилфорд к характерологическим факторам личности отнес потребности в самоопределении, свободе, самостоятельности, сознательности, а они принадлежат моральной сфере. Кеттелл среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу/слабость Сверх-Я: первая означает силу воли человека, действующего твердо и принципиально, а вторая — слабость воли человека, неуверенного в своих действиях.
Характер — это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
- к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
- к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
- к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
- готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности (волевые качества).
Как же связаны темперамент и характер?
Существуют различные подходы к оценке этого:
- Отождествление темперамента и характера (Э. Кречмер).
- Противопоставление, указание на то, что характер может вступать в конфликт с темпераментом (Д. Вирениус, Н. Д. Левитов).
- Темперамент как элемент характера.
- Темперамент как основа формирования характера, его врожденная основа (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).
Характер человека, как уже говорилось, — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, а другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность проще выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком легче для сангвиника и холерика. В то же время нельзя оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами. Типом темперамента они напрямую не обусловливаются.
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В ней выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относятся выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуальные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе — интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Первые воздействуют на целый ряд поведенческих проявлений. Выделяют 5 глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):
- самоуверенность—неуверенность;
- согласие, дружелюбие—враждебность;
- сознательность—импульсивность;
- эмоциональная стабильность—тревожность;
- интеллектуальная гибкость—ригидность.
Экстраверсия — интроверсия сопоставляются с такими глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность: общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а замкнутость, интровертированность — неуверенные в себе.
Среди частных свойств характера, влияющих на локальные ситуации, можно выделить следующие:
- общительность—замкнутость;
- доминантность (лидерство)—подчиненность;
- оптимизм—уныние;
- совестливость—бессовестность;
- смелость—осторожность;
- впечатлительность—толстокожесть;
- доверчивость—подозрительность;
- мечтательность—практицизм;
- тревожная ранимость—спокойная безмятежность;
- деликатность—грубость;
- самостоятельность—конформизм (зависимость от группы);
- самоконтроль—импульсивность;
- страстная увлеченность—апатичная вялость;
- миролюбивость—агрессивность;
- деятельная активность—пассивность;
- гибкость—ригидность;
- демонстративность—скромность;
- честолюбие—непритязательность;
- оригинальность—стереотипность.