Типологические модели индивидуальных характеров

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Психоаналитические типологии. Характер, психоаналитическая концепция которого связана с именем Фрейда, проявляет себя как типичный паттерн поведения или привычная направленность. Это — устойчивый или структурированный способ реагирования. Привычные способы приспособления Я к внешнему миру, а также типичные их сочетания, Оно и Сверх-Я образуют характер. Его структура отображает только ту модальность, в которой способна функционировать инстинктивная жизнь.

Особенности раннего детства, специфика протекания психосексуальных этапов развития и фиксация на каком-либо одном из них обусловливают своеобразие характера человека. Фрейд выделял такие его типы: орально-пассивный и орально-агрессивный, анальный характер (анально-сдерживающий и анально-выталкивающий) и генитальный (подробнее об этом было сказано в главе 2).

Современные психоаналитики, в частности А. Лоуэн, выделяют иные типы характера: оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический и шизоидный. Кратко охарактеризуем этот подход.

Психоаналитики отмечают, что характер сложным образом связан с Я. Лоуэн пишет:

Я является субъективным восприятием собственной персоны. Но описание человеком своего Я совершенно ненадежно, так как человек говорит о нем в терминах Я-идеала, выражая желательное качество, а не действительную функцию. Аналитику необходимо распознать его истинное Я, определив структуру характера. Люди обычно идентифицируются со своим характером, частью которого является Я-идеал. Если удается отделить Я от структуры характера, с которой оно слито, то открывается путь к изменению последней. Но чтобы человек идентифицировался со своим Я, а не с характером, необходимо преодолеть и устранить Я-защиты. Это задача любого аналитического подхода. Анализ характера позволит пациенту почувствовать, что его характер — это невротическая структура, которая вмешивается в жизненные функции Я и их ограничивает. И даже если клиент чувствует, что невротические симптомы чужды Я, он все равно принимает характер за Я.

Райх и Ференци различали невротический симптом и характер. Невротический симптом переживается человеком как болезнь, как нечто чужое своему Я. Человек же идентифицируется с характером. До тех пор пока это позволяет ему функционировать в социальных ситуациях без заметных конфликтов, затруднений не возникает. Когда они появляются, человек задается вопросам о своем окружающем мире. Повторные неудачи и глубокая неудовлетворенность существующим заставляют его усомниться в своем образе жизни и действий.

Но сам человек не может изменить ничего, он способен лишь спрашивать себя об этом. Даже временное разрушение структуры характера сбивает человека с толку, он начинает задаваться вопросами: «Кто я? Каков я настоящий?» Характер как способ невротического переживания человеком своего Я, начинает осознаваться только после воздействия, когда его структура надламывается, однако новый, спонтанный способ существования кажется человеку чуждым, даже если он чувствует, что неизведанный доселе путь приведет к здоровью и благополучию. Таким образом, терапевт должен подвести пациента к тому, чтобы тот начал осознавать свой характер как проблему и одновременно почувствовал возможность более успешного функционирования.

Оральный характер — поведенческий паттерн человека, означающий зависимость от окружающих, страх потерять любовь, колебания настроения (от восторженности до подавленности), представление о том, что мир должен обеспечить жизнь этого человека, предоставив ему все необходимое. Демонстрирующий такой паттерн ждет понимания, симпатии и любви, очень чувствителен к любой холодности партнера или окружающих людей.

Страх быть отвергнутым, который для человека с оральным характером равен угрозе потерять любовь объекта, таится в бессознательном, представляя огромную опасность, и является причиной депрессии. Люди данного типа интересуются только своими собственными потребностями и чувствами; даже утверждение: «Я тебя люблю» в их случае значит: «Я хочу, чтобы ты меня любила». Им присуще желание поговорить и удовольствие от говорения, они любят рассказывать о самих себе, как правило, представляясь в выгодном свете.

Человек с оральным характером надеется получить желаемое, не прилагая усилий, бессознательно рассчитывая, что кто-то или что-то будет заботиться о нем. Это прилипчивый тип, он способен как бы высасывать чужую силу и энергию. Неумение «крепко стоять на ногах» — точная характеристика подобного Я.

Таким людям обычно не удается сохранять работу на долгое время, порой они восстают против необходимости трудиться или требований трудовой дисциплины, да и о самих себе им заботиться трудно. Они не прилагают больших усилий, чтобы достичь желаемого. Депрессия у них наступает после снижения активности и утраты видимого благополучия. Агрессивные чувства выражены слабо, хотя возможны сильное раздражение и крик, но при этом нет сильного чувства. Человек с оральным характером относится к своим потребностям инфантильно, т. е. требует, чтобы взрослый мир понял его нужды и удовлетворил их без всяких затрат с его стороны.

По мнению Абрахама, об оральном начале можно говорить, если присутствуют чрезмерная зависть, невротическая скупость, выраженный пессимизм, прилипчивость и назойливость, чрезмерная говорливость, острая потребность во внимании, враждебность, нетерпеливость, беспокойство, склонность к перееданию, всевозможные оральные привычки (курение и т. д.).

Мазохистский характер проявляется в постоянном субъективном ощущении страдания, которое объективно выражается в беспрерывных жалобах, хронической склонности навредить себе, в самобичевании (моральный мазохизм), а также в навязчивом желании мучить других. Райх подчеркивал, что мучения мазохиста и мазохистские стенания, провокации и страдания объясняются реальной или вымышленной фрустрацией требования любить его, которое чрезмерно и заканчивается неудачей, не может доставить удовольствия. У мазохиста очень суровое Сверх-Я. Потребность страдать интерпретируется как попытка смягчить его, облегчить чувство -вины и угрызения совести.

Под мазохистским поведением скрыта злоба и ненависть, которые, будучи изначально направленны вовне, могут оборачиваться и на самого человека. Мазохист на самом деле страдает, и его жалобы имеют под собой основание. Ему всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха. Если так, то в этом виноват кто угодно.

Успеха при лечении мазохистской структуры характера можно достичь в том случае, когда пациент сможет выражать свои негативные чувства. Если агрессия сдерживается, облегчить страдания невозможно. Окруженный слоем негативного, мазохист не доверяет миру, реальности, людям, терапевту. Ни любовь, ни одобрение не могут сломать этот барьер. И никакие позитивные чувства не в силах пробиться. Мазохист не доверяет даже себе самому; его способность выражать мысль и чувство блокирована.

Истерический характер. Фенихел описывает механизмы истерии как отражение конфликтов между интенсивным страхом сексуальности и не менее интенсивным, но подавленным сексуальным влечением. Людям с истерическим характером свойственны иррациональные эмоциональные вспышки, хаотичное театрализованное поведение и даже стремление к обману (вплоть до истерических фантазий). Связь женской истерии с сексуальностью известна давно. Женщин с такой структурой характера легко заметить по скрытому или неприкрытому кокетству, что выражается в их походке, взгляде и речи. «Истерическому характеру свойственно сильное и неудовлетворенное сексуальное стремление, которое сдерживается тревожностью: он чувствует постоянное присутствие опасности, которое соответствует его инфантильным страхам» (В. Райх).

При истерическом характере сексуальные влечения подавлены, т. е. в значительной степени бессознательны, поэтому человек такого типа удивится, если ему указать на сексуальный смысл его действий. За помощью он обращается, поскольку перестает что-либо контролировать. Пока же организм способен регулировать баланс между количествами выработанной и разряженной энергии, человек с истерическим характером избегает тревожности, сохраняет контроль и контактирует с реальностью. Если поток энергии увеличивается, а разрядка остается прежней, появляется тревожность. Недостаточное удовлетворение при половом акте, любая помеха в сексуальной жизни, когда энергия не разряжается, вызывают чувство тревоги, превращающееся в соматический симптом и приступы истерии.

Истерический приступ — это психический дубликат попытки подавить состояние сильной тревожности. Внезапно возникающий избыток энергии захлестывает Я в истерической вспышке или же эта энергия перетекает в ту или иную часть тела и изолируется, продуцируя соответствующую телесную симптоматику, например паралич, тики, спазмы. Многие люди такого типа будут бессознательно искать ситуации, которые приведут их к возбуждению и повысят внутреннюю заряженность организма (таково биоэнергетическое объяснение флирта), что вызывает типичную истерическую реакцию.

Психоаналитики связывают такой характер с генитальным конфликтом, возникающим из-за неразрешенной эдиповой ситуации: сохраняется амбивалентное отношение к сексуальному объекту, если суровая авторитарность родителей вызвала в детстве сильный страх перед противоположным полом.

В основе истерического характера у женщин лежит амбивалентное отношение к мужчине: с одной стороны, сексуальное желание заблокировано страхом, который уходит корнями в изначально отвергнутую отцом детскую сексуальность, а с другой — злость сдерживается подавленным желанием. Оно препятствует непосредственному сближению с мужчиной. В то же время откровенно сексуальные жесты, в том числе специфичная подвижность бедер и взгляд, служат бессознательно тому, чтобы спровоцировать мужчину на агрессивное сексуальное поведение, в результате чего женщина попадает в подчиненное положение. Вынужденная подчиненность способствует переложению ответственности за половой акт на мужчину. Если приставания увенчались успехом, это в дальнейшем послужит мести за изначальную обиду со стороны мужчины.

Пока сохраняется равновесие между выработкой и разрядкой энергии, истерический характер функционирует без симптомов, но это состояние баланса воспринимается как серость и бессмысленность жизни, как скука и неудовлетворенность. Человек истерического типа невольно стремится нарушить сложившееся равновесие, чтобы получить больше энергии и испытать более глубокие чувства, что приводит к бессознательному поиску любовных приключений, флирту, кокетству, внебрачным отношениям. Разрядить возросшее количество энергии затруднительно, поэтому появляется тревожность, которая может подавить сексуальное желание, вызвать боязнь глубоких любовных чувств, восстановить женщину против мужчины. Многие женщины истерического склада решительны и горделивы.

Фаллически-нарциссический характер — по преимуществу мужской вариант. Люди такого типа отличаются самоуверенностью и очень часто высокомерием. Они энергичны, достаточно успешны в профессиональных делах, хорошо адаптированы к социальному окружению, сексуально привлекательны для противоположного пола. Их агрессивное поведение, как правило, обычно приводит к успеху. Они не терпят мысли о неудаче в каких-либо важных для них делах, проявляя упорство в достижении цели, испытывают страх перед глубокими чувствами.

Амбициозность, напор, агрессивность, ответственность, борьба — отличительные черты человека с фаллически-нарциссическим характером. Мужчина этого типа ведет себя так, словно обладает огромной половой потенцией, хотя в реальности его способность переживать удовольствие невысока, часто он не может получить удовлетворение сразу. Таким образом, его агрессивность и сексуальная активность сильно преувеличены, чтобы скрыть конституционную слабость. Мужчина с фаллически-нарциссическим характером, чем бы он ни занимался, никогда не находит глубокого удовлетворения, прилагая усилия к дальнейшей погоне и завоеванию. Этот тип можно оценить как ригидный.

Шизоидный характер. Шизоиду присуще то, что он имеет как бы несколько реальных механизмов защиты Я. Функционирует ради выживания, не имея внутреннего убеждения в истинности действительных ценностей. Если оторванный от реальности шизофреник полностью утрачивает свое Я, то шизоид способен избежать этого, однако его самоощущение в материальной реальности слабо. Лишь непродолжительное время он отдает нежные чувства другому человеку, потому что напряжение, вызванное попыткой поддерживать контакт, приводит к разрыву. Человеку такого типа свойственно аффективное нарушение, когда эмоции оказываются неадекватными.





Комментарий к статье