1.2. Происхождение жизненных позиций

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Шоплер делает вывод о наличии психологического фактора, который в сочетании с недостаточным поглаживанием приводит ребенка к аутизму. Предполагается, что этим фактором является высокий барьер к стимулам, так что поглаживания, отдаваемые малышу, им не регистрируются — ему необходимы- сильные воздействия, чтобы заметить их. Он как бы лишен чувства восприятия или «накопления» слабых ощущений. В таком ребенке родители видят нереагирующее дитя (ему не нравится, чтобы его держали на руках, он просто лежит там, он не такой как другие), и тогда он лишается последних скудных контактов; при этом родители считают, что он в них больше не нуждается, так как демонстрирует отказ (не любит быть на руках), а ребенок считает, что их у него отняли в силу непонятных ему причин. Возможно, энергичные поглаживания (более, чем их делают обычно) могут помочь преодолеть этот барьер и вернуть чувствительность. Позиция (Я — Ты -) приводит в конце концов к потере интереса к жизни (это позиция безнадежности), проявлению шизоидного типа поведения или к выбору эстетического или озлобленного самоубийства. Эстетическое может обосновываться тщательно разработанными философскими рационализациями, и это является важнейшим фактором, обусловливающим шизоидный интерес к философии. Озлобленный суицид обычно лишь слегка завуалирован рационализацией, от которой пациент легко отказывается, прямо провозглашая мотив мщения. Эксгибиционистское самоубийство может быть отчаянной, жалкой и часто мстительной попыткой обратить на себя внимание родителя, живого или умершего, даже таким ужасным путем добиться Признания: «Ну, наконец-то ты сделал что-то, что заслуживает моего внимания!»

Есть данные, указывающие на то, что эстетическое самоубийство является следствием недостатка прикосновений (знаков внимания) в раннем младенчестве, что приводит к глубоко укоренившейся депрессии (точнее отчаянию) со слабыми попытками возмущения, проявляющимися в шизоидном поведении. Когда это ни к чему не приводит, пациент делает последний выбор. Он может неопределенно долго откладывать действие, но как только выбор сделан, он становится по жизни спокойным наблюдателем, возможно, пускаясь в последний разгул или собирая дополнительные обоснования для акта самоубийства, в попытке получить по максимуму, выжав из своей жизни все до капли. У женщин каждый из этих типов самоубийства может быть следствием внебрачной беременности, которая используется Взрослым пациентки (под влиянием Ребенка) для доказательства тщетности всех усилий, повышения цены мести или, в случае эксгибиционистского типа, для подпитки почвы для сплетен. Такой суицидальный выбор в трансактных группах называется «расправа над собой».

Установка (Я+,Ты—): «У меня благополучно, у вас неблагополучно» = «Ваша жизнь ничего не стоит»

Ребенок, с которым родители в течение долгого времени обращались грубо и жестоко, от первой установки (Ты +) переходит на третью, или криминальную: я — хороший, вы — плохие.

Предположительно, вывод о своем благополучии малыш делает в результате самоласкания. Маленькая личность успокаивает, излечивает свои болезненные ушибы и раны, причиняемые обычно малышу в процессе «воспитания». Это внутренняя атака «забитого ребенка», которая позднее проявится во вне.

Каждый, кто ломал кости или имел массивные синяки с порванной кожей, знаком с этой болью. Общим для всех жестоко избиваемых де-тейявляются очень болезненные повреждения, раны, сломанные ребра, отбитые почки и разбитые скулы. Каково ребенку, начинающему ходить, чувствовать при каждом вздохе или движении мучения, о которых он даже не может рассказать: каким способом выплакать, избавиться от части болезненных переживаний, обретя поддержку, сочувствие или защиту? Поэтому маленький человек учится утешать себя сам. Он успокаивает боль и «зализывает раны», испытывая ощущение теплоты к самому себе, и это средство по улучшению самочувствия резко контрастирует с острой болью, только что им испытанной. Это словами можно выразить так: «Со мной будет все в порядке, если вы оставите меня одного. Я сам пожалею себя и осознаю свое благополучие! У вас неблагополучно!» История ранних лет жизни многихпреступных психопатов, придерживающихся этой установки, содержит этот вид грубых физических злоупотреблений.

Так маленькой личностью переживается жестокость, но так же пережито и выживание. То, что случилось, может повториться снова: «Я выжил, я выживу снова». Он не сдается. Когда он подрастает, то начинает возвращать удары: он видел грубость и знает, как быть грубым. У него также есть позволение на жестокость в его комплексе Родителя. Ненависть поддерживает его, хотя он может научиться скрывать ее под маской рассчитанной учтивости. Кэрил Чессмэн сказал: «Нет ничего, что бы так поддерживало вас, как ненависть, лучше быть кем угодно, чем испытывать страх».

Для такого ребенка установка (Я +, Ты—) спасительна. Трагедией для него самого и общества является то, что он идет через жизнь, отказываясь заглянуть внутрь. Он не способен объективно видеть свою собственную роль в том, что с ним случается. Это всегда «их вина», все «из-за них». Этой позиции придерживаются неисправимые преступники; лица «без стыда и совести», убежденные в собственной непогрешимости независимо от того, что они делают, и в том, что вся вина в любом случае лежит на других. Это условие, которое в какое-то время можно отнести к «нравственной имбецильности (= тупоумие)», является фактически условием, при котором личность блокирует ввод любой информации о чьем-либо благополучии и о каком-либо своем неблагополучии. По этой причине лечение — очень трудная задача, так как терапевт неблагополучен заодно со всеми остальными.

Это позиция людей, которые чувствуют себя обманутыми или преследуемыми и поэтому обманывают и преследуют других. Аферисты и преступники, упрекающие других в своих ошибках, часто имеют эту позицию, принимающую форму параноидного поведения.

Подобная точка зрения на мир подходит для ситуации, когда надо избавиться от кого-нибудь. Человек с этой позицией чаще всего изображает себя опозоренным, причем иногда развлекаясь, иногда играя всерьез. Эти люди обычно издеваются над своими супругами, сдают своих детей в детские дома и интернаты для трудных подростков, гонят от себя друзей и близких людей. Это они затевают крестовые походы, войны или собираются в группы, чтобы искать пороки у своих реальных или воображаемых противников. Это позиция превосходства: в худшем случае — убийцы, в лучшем — непрошеного советчика, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция серой посредственности, желающей демонстративно корчить из себя величие.

У относительно здоровых людей подобная установка может приводить к выбору определенных профессий, таких как миссионер или окружной прокурор; поскольку они предназначены для устранения всякой «порочности», то эти люди здесь обретают способность социально приемлемо реализовать себя. У менее здоровых выбором может стать устранение вполне конкретных людей для того, чтобы избавиться от «паскудных» претензий или ответственности, которые они связывают с этими лицами.

Как мы видим, результаты такого выбора могут варьироваться от религиозных или политических акций на одном полюсе до убийства или детоубийства на другом.

Конечным выражением этой установки является убийство, которое убийца чувствует как оправданное, позволительное или праведное (таким же образом он ощущает оправданность выдвижения подобной позиции на первое место), и вот перед нами предстал борец за справедливость, как он себя называет.

Следует заметить, что, страдая от недостатка ласки, такая личность пытается найти утешения и одобрения, но поддержка хороша настолько, насколько хорош утешитель; а благополучных людей, как известно, нет, поэтому нет и благополучных утешений. Такой человек может создавать вокруг себя окружение из подхалимов, которые интенсивно восхваляют и одобряют его; и все же он знает, что они — не настоящие, иначе бы он должен был поставить их на место себя. Чем больше они его хвалят, тем больше презрения к себе вызывают, и так до тех пор, пока он не отвергнет их в пользу новой группы подпевал.

Представителей этой позиции можно увидеть среди ярко одетых людей, они любят демонстрировать себя, словно пытаясь доказать всем, насколько они хороши. Например, такой женщине очень важно быть богатой по сравнению с обойденными судьбой бедняжками. Но чувствовать себя хорошо она будет только при наличии более бедных, а если они, не дай бог, богаты, как и она сама, то удовольствие будет окончательно испорчено. В таких тяжелых случаях пребывания среди равных эти люди начинают изгаляться как только могут, лишь бы превзойти остальных. Здесь хороши все способы — от прямого подавления до причуд в характере и манерах. Испытывая финансовые проблемы, они не откажутся от своей позиции. Даже лишившись своего богатства, они постараются остаться для окружающих теми же «богачами», только имеющими временные денежные затруднения.

Установка (Я+, Ты+): «У меня благополучно — у вас благополучно» = «Жизнь стоит того, чтобы мы все жили»

Эта установка качественно отличается от предыдущих: первые три — бессознательные, они были сделаны в ранние годы жизни. Установка (Я—, Ты +) появилась первой и для большинства людей сохранилась на всю жизнь. Для некоторых, крайне несчастливых людей она изменилась на (Я +, Ты—) или (Я—, Ты—). К трем годам жизни эти установки фиксируются в каждой личности. Эти три установки принимаются на основе информации из компонентов Родитель и Дитя; они основаны на эмоциях и впечатлениях, то есть крайне субъективны и без благотворного воздействия внешней, видоизмененной информации о мире в целом.

Четвертая позиция представляет собой сознательное и вербальное решение, может содержать не только неопределенно большое количество информации об индивидууме и других, но еще и неиспытанные возможности, которые существуют в абстракциях философии и религии. Первые три базируются на чувствах, четвертая — на размышлении, вере и риске активного действия. Наше понимание установки благополучия не связано с нашими собственными личными переживаниями, так как мы можем переступить за их пределы в абстрактной конечной цели всех людей. Это решение, которое мы принимаем, напоминает переосмысление прошлого опьпа без полагания на волю случая. Мы можем подойти к четверти установке, имея значительно больший объем информации, чем доступно большинству людей, относительно обстоятельств формирования первичных позиций. Счастливые те дети, которым в первые годы жизни помогают обнаружить, что у них все благополучно и что все в этом мире прекрасно, повторно вводя их в ситуацию, в которой они могут доказать себе собственную ценность и ценность других.

В конечном счете важно понять, что (Я +, Ты +) есть установка, а не чувство. Запись неблагополучия, сделанная в детстве, не стирается решением в настоящем. Решение задачи — в умении начать собирать записи благополучия и накапливать успехи, которые имеют значение и программируются Взрослым компонентом, а не Родителем или Дитя, успехи, основанные на этике, которым можно разумно содействовать. Человек, который в течение многих лет руководствуется в жизни решениями Взрослого, имеет большую коллекцию таких прошлых переживаний и может сказать с уверенностью: «Я знаю, что это работает». Доводом в пользу работы установки (Я +, Ты + ) служит свобода от ожидания мгновенной радости или спокойствия.

Представители этой позиции чаще всего становятся хорошими лидерами, ибо даже в крайних ситуациях они могут демонстрировать абсолютное уважение к себе и своим подчиненным.

Персональные или социальные штормы не собираются утихать немедленно после того, как вы решили, что все в порядке. Наш компонент Дитя хочет мгновенных результатов, Взрослый компонент может понять, что необходимы терпение и вера.

Мы должны быть чувствительны к присутствию старых записей, но стоит быть независимыми от их давящих команд и страхов. Мы должны предпочесть отключить внимание от них, когда они повторно проигрываются таким образом, что подрывают веру в новый образ жизни, который со временем создаст новые результаты и новое счастье в нашей жизни.

Некоторые авторы называют эти четыре взгляда на жизнь экзистенциальными позициями: это означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своем поведении и поведении других людей. Когда ребенок принимает одну из этих установок, весь остальной свой сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что «любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих позиций».

Ребенок, который выбрал установку (Я +, Ты +), скорее всего выберет сценарий Победителя. Он считает, что его любят, и принимает решение о том, что его родители хорошие люди, которым можно доверять, распространяя впоследствии этот взгляд на всех окружающих.

Если ребенок избирает (Я -, Ты +), то, скорее всего, он напишет банальный или проигрышный сценарий. Для согласования этой позиции со сценарием он построит его вокруг тем, связанных с преследованием себя и проигрышем другим людям.

На первый взгляд установка (Я +, Ты -) может быть основой для победы. Однако такой ребенок убежден, что ему необходимо быть первым, при этом принижая других. Он может вести себя подобным образом, достигая своих целей лишь путем неустанной борьбы и подавления. Возможно, окружающим надоест быть приниженными, и они отвернутся от него. Тогда из Победителя он моментально превратится в Побежденного и снова будет вынужден искать людей, согласных какое-то время понаходиться в мазохистском состоянии.

Для проигрышного сценария характерна позиция (Я -, Ты -); в этом случае ребенок убежден, что жизнь бесполезна, бесплодна, бессмысленна и полна разочарований. Он чувствует себя приниженным и нелюбимым, полагая, что никто не в силах ему помочь, так как остальные тоже плохи. Таким образом, его сценарий будет разворачиваться вокруг сцен, в которых он отвергает других, а другие отвергают его (5).

Итак, подведем некоторые итоги

  1. Установка (Я +, Ты +) — позиция свободного человека, имеющего сценарий Победителя и предоставляющего возможность быть таковыми и другим.
  2. Установка (Я+, Ты—) — позиция бесспорного Победителя по отношению к представителям установки (Я—, Ты +), в которых остро нуждаются для успешной и победной реализации своего сценария возможного Победителя, но Непобедителя по сравнению с установкой (Я—, Ты—) и однозначно Побежденного в контакте с людьми (Я +,Ты +). Именно поэтому представители данных позиций так сильно друг друга раздражают и нередко враждуют.
  3. Установка (Я—, Ты +) — позиция нежизнеспособная и проигрышная во всех отношениях. Самое лучшее, что может произойти — это реализация сценария Непобедителя. К представителям (Я+, Ты +) тянутся и, согреваясь рядом с ними, развивают свой потенциал до Победителя. Рядом с (Я+, Ты—) превращаются в жертву и беспощадно эксплуатируются, всегда оставаясь жалкими, Проигравшими, в худшем случае погибают духовно, морально или физически. Люди (Я—, Ты—) успешно самоутверждаются за их счет, отыгрываясь за все былые и грядущие поражения.
  4. Установка (Я—, Ты—) — позиция Непобедителя по отношению к (Я+, Ты +), но в этом контакте заложен шанс для развития; возможного Побежденного перед (Я+, Ты—), поскольку в бесподобных достоинствах вторых обычно сомневаются, чем вызывают ответное удивление и протест; и Победителя по сравнению с (Я—, Ты +), где черпают вдохновение и личное превосходство.
  5. Следует заметить, что в трудные жизненные минуты представители (Я+, Ты +) могут цепрессировать до ощущения состояния (Я—, Ты—), а представители (Я +, Ты—) временно перевоплощаться в (Я—, Ты +), но это только до момента нормализации, затем все встает на свои места.

Схематично всю цепочку перевоплощения жизненного опыта в судьбу можно представить в следующем виде (как решение задачи с несколькими действиями):

  1. Ребенок (со своими переживаниями) + Ситуация (событие) + Люди (со своими комментариями, поучениями и приказаниями) = Результат (Опыт)
  2. Опыт + Опыт +…..+ Опыт = Представления, Выводы (Навыки общения).
  3. (1)+ (2)= Осознание, Понимание, Отношение (с точки зрения ребенка, и выработка типов отношений с определенной манерой поведения).
  4. ( 3) + Эмоции, Переживания и Аффекты (страдание, боль, радость)= Решение, Мировоззрение (правильное и логичное с точки зрения выживающего ребенка и под давлением обстоятельств жизни).
  5. Решение и Отношение к себе и миру создают Установку, которая содержится вне сознания.
  6. (5) + Образ жизни = Сценарий, Судьба, Характер и Мироощущение (правильные с точки зрения и опыта малыша). Вот перед нами и появляются Победители или Побежденные.
  7. Реализация Сценария и Установки + Опыт Интеллект Взрослого человека = Противоречия и Потребность в изменении, пересмотре Опыта и Отношений (корректива).
  8. (7) = Проблема + Решение = Результат
  9. Результат:
  • Конструктивный = здоровье, радость
  • Деструктивный = страдание, болезнь и (себя или других, или всех).
  • Коротко: Ребенок + Аффекты + Жизненные обстоятельства +Родители + Приказы = Решения и Установки и Навыки Поведения = Жизненный сценарий + Победитель (или Побежденный)

Психологическое вмешательство, направленное на разрушение деструктивных тенденций (например, изменение решений и установок, а также разъединение прошлого опыта с аффективной наполненностью подсознания, освобождение от вытесненных болезненных переживаний и пр.), посредством и через осознание позволяет изменить мироощущение и поведение, а следовательно — и личность, и судьбу: у людей появляется возможность перестать мучиться самим и прекратить мучить других. На наш взгляд — это прекрасная перспектива, ради которой стоит жить и работать.





Комментарий к статье