2.1.Концепции исправимости личности преступника и их реализация в различных пенитенциарных системах

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В основу построения системы исполнения уголовных наказаний были положены принципы исправимости преступников, подчинения кары (наказания) целям исправления и перевоспитания преступников через участие в общественно полезном труде. В 20-е гг. был принят целый ряд декретов, касающихся системы исполнения уголовных наказаний: об обосновании конкретных целей и средств перевоспитания осужденных; о стимулировании исправления путем предоставления условно-досрочного освобождения лицам с примерным поведением; о распределительных комиссиях; о работе с несовершеннолетними, привлекаемыми к уголовной ответственности; о передаче Народному комиссариату просвещения культурно-просветительной работы в местах лишения свободы и др. Ведущую тенденцию в организации исполнения наказаний в тот период можно определить как постепенное усиление воспитательного начала в работе с правонарушителями. В местах лишения свободы создаются учебно-воспитательные части, педагогические коллегии, активно ведется работа по изучению преступности и личности преступника, дифференциация осужденных, разработке средств и методов исправительно-трудового воздействия. От персонала, работающего в исправительно-трудовых учреждениях, требуется иметь специальную пенитенциарную подготовку. Исправительно-трудовой кодекс 1924 г. законодательно закрепил в местах лишения свободы основные средства перевоспитания заключенных — режим, труд в сочетании с профессиональным обучением и культурно-просветительную работу. В октябре 1928 г. было проведено первое Всесоюзное совещание пенитенциарных работников, основное внимание на котором уделялось необходимости совершенствования пенитенциарно-педагогического процесса в системе пенитенциарного воспитания, в частности подготовке пенитенциарных педагогов.

Однако прогрессивные тенденции преобразования системы исполнения уголовных наказаний не могли, быть реализованы в полном объеме в силу противоречий в общественном развитии России после Октябрьской революции. Как справедливо отмечает И. П. Сту-рова, в деятельности ИГУ отражаются многие негативные процессы, происходившие на различных исторических этапах развития нашего общества.

В истории советской пенитенциарной системы выделяются три основных периода, соответствующие складывающимся в стране общественно-политическим и экономическим условиям. Первый период (1917 — 1928) — ломка дореволюционной тюремной системы, ориентация на замену тюрем исправительно-воспитательными учреждениями. Для этого периода характерны попытки разработки научных основ исправления правонарушителей, развертывание в исправительно-трудовых колониях культурно-воспитательной работы, движение за ликвидацию неграмотности, вовлечение осужденных в производительный труд.

Во втором, или так называемом «гулаговском», периоде (1929 — 1958) пенитенциарная система была полностью подчинена тоталитарным политическим интересам и решению государственных экономических проблем. Тяжелый, фактически неоплачиваемый труд в тот период не только утратил исправительно-воспитательное значение, но и стал фактором воспитания у осужденных ненависти к труду вообще. Закрытость системы, жестокий режим отбывания наказания, усиление в среде осужденных неформальной власти уголовных лидеров полностью исключили воспитательное содержание института лишения свободы.

Третий период (с 1959 г. по настоящее время) характеризуется демонтажем системы ГУЛАГа, возрождением идеи перевоспитания осужденных. Была восстановлена политико-воспитательная работа, создана отрядная система с целью объединения осужденных в положительно направленные общности, расширена сфера общеобразовательного и профессионально-технического обучения, стали действовать самодеятельные организации осужденных. Получило развитие «собственное производство» исправительно-трудовых учреждений, повышена оплата труда осужденных.

Перестройка общественно-политических и экономических отношений, бурные процессы демократизации общества обнажили серьезные недостатки в деятельности пенитенциарной системы, и в частности ее воспитательной службы, декларативность многих применяемых форм и методов исправительного воздействия. Существующая система перевоспитания осужденных оказалась не способной не только исправлять лиц, лишенных свободы, но и предупреждать психологическую и социальную деградацию значительной их части.

Такое положение в системе ИТУ обусловили различные факторы. Среди них:

  • невозможность при существующей организации исправительно-трудовых учреждений нейтрализовать отрицательное влияние микросреды на осужденных:
  • ориентирование воспитательной работы преимущественно на общие мероприятия:
  • отсутствие системы стимулирования у осужденных положительной мотивации изменения своего поведения;
  • психологическое неприятие осужденными персонала исправительно-трудовых учреждений как воспитателей.

Выход из создавшегося кризиса пенитенциарной системы возможен только путем реформирования как структуры, так и содержания процесса исполнения уголовного наказания, ориентацией последнего на конкретную личность осужденного, реальные возможности его исправления в местах лишения свободы.

Исторический анализ проблемы перевоспитания личности преступника в процессе исполнения уголовного наказания, проводимый отечественными и зарубежными специалистами, позволил прийти к выводам, имеющим важное значение для теоретического и методического решения ее в современных условиях. Исследователи советской пенитенциарной системы 20-х — 50-х гг. С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Е.Г. Ширвиндт осветили разные аспекты многогранной проблемы перевоспитания личности в процессе исполнения уголовного наказания. Однако по ряду причин (в частности из-за одностороннего, аспектного подхода) им не удалось охватить изучаемый процесс в целом. Вместе с тем в работах В.Е. Гмурмана, В.И. Куфае-ва, А.С. Макаренко и других пенитенциарных педагогов еще с начала 20-х гг. развивалась тенденция по преодолению аспектного изучения процесса перевоспитания личности преступника, что позволило перейти от покомпонентного анализа к целостному воздействию на личность как наиболее продуктивному. На основании полученных ими научных данных можно выделить основные компоненты структуры перевоспитания личности в процессе уголовного наказания:

  1. нравственное просвещение — т.е. выработка у осужденных системы нравственных понятий и нравственных убеждений:
  2. воспитание нравственных чувств, организация переживания осужденными нравственного смысла отношений;
  3. накопление опыта нравственного поведения в жизнедеятельности осужденных.

Потребность в синтезе различных аспектных подходов к перевоспитанию личности в процессе исполнения уголовного наказания стала ярко проявляться уже в середина 70-х гг. Вновь привлекли к себе внимание идеи А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и других педагогов 30-х гг., исследовавших в свое время педагогические аспекты уголовного наказания. Однако проводившиеся с 50-х гг. эксперименты по совершенствованию педагогического процесса в исправительно-трудовых учреждениях (Вологда: формирование направленно воспитывающих коллективов осужденных; Горький и Кемерово: строгая регламентация распорядка дня. «военизация»; Иваново: шефская работа; Харьков: работа с общественностью; Саратов: трудовое перевоспитание осужденных: Челябинск: самовоспитание осужденных, работа в отрядном звене) не привели к реформированию процесса исправления и перевоспитания осужденных в силу доминирования одностороннего аспектного подхода к анализу процесса исполнения уголовного наказания. Назрела острая необходимость преодоления аспектных под ходов к анализу процесса исполнения уголовного наказания, анализа его как целостного социального явления.





Комментарий к статье