2.8. Система социально-педагогических средств ресоциализации

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Принципы ресоциализации не формируют целей ресоциализации. Они являются педагогическими средствами достижения этих целей. В течение ряда лет нами также разрабатывалась система принципов ресоциализации, без которой, как представляется, невозможно выявить преемственность отдельных положений, являющихся исходными для пенитенциарной педагогики. Система принципов ресоциализации определяется нами как единый логический ряд, в котором каждому принципу отведено особое место в зависимости от степени его важности и ценности:

  1. Исправление через субъектное развитие личности.
  2. Единство деятельностного и полисубъектного подходов к развитию личности.
  3. Нравственно-правовая ресоциализация личности осужденного.
  4. Рефлексивное управление процессом ресоциализации на различных этапах отбывания уголовного наказания.
  5. Опережающее педагогическое прогнозирование развития личности осужденного.

Педагогизация процесса исполнения уголовного наказания предполагает создание системы ресоциализации личности осужденного, сопряженной с системой уголовного наказания: они имеют общую структуру и отличаются специфическими механизмами действия. Это определяет необходимость согласования, приведение в соответствие процессов перестройки деятельности ИТУ с тенденциями, закономерностями и особенностями социальной ситуации ресоциализации осужденных, перестройкой их социально-психологической и нравственно-правовой сферы, необходимостью и реальными проявлениями идентификации процессов социально-нравственной и нравственно-правовой «переоценки ценностей», становлением и развитием качественно новых социально-нравственных и нравственно-психологических образований. Центральное положение среди них занимает феномен «нравственно-правовой ресоциализации», стремление к нравственно-правовому самоопределению. Его ведущие направления многообразны и многовариантны. Однако инвариантной характеристикой нравственно-правовой ресоциализации осужденных является освоение нравственного содержания правовой нормы и определение общего направления развития нравственно-правовой сферы личности.

Процесс освоения нравственного содержания правовой нормы сложен и противоречив. Ведущим противоречием этого процесса является противоречие между привычным для осужденного способом удовлетворения своих потребностей путем преступной деятельности и невозможностью в условиях ИУ вследствие жесткой правовой регламентации жизнедеятельности осужденного, надзора и контроля за его поведением, привычного способа поведения. Опора на внутренние противоречия и их разрешение средствами уголовного наказания создает для осужденных реальные условия для того, чтобы они стали субъектами социальной и нравственно-правовой деятельности, общения, позволяет существенно ослабить внешние противоречия процесса уголовного наказания, вносящие рассогласование и отчуждение, противостояние в отношении к сотрудникам ИУ, уголовному наказанию и ИУ в целом.

Нравственно-правовая ресоциализация осужденных протекает крайне неравномерно, противоречиво, отягощена рассогласованиями, проявляющимися в неадекватности нравственной структуры их личности составу и структуре нравственности, иерархии ее ценностей. Нравственные мотивы социальной деятельности осужденных занимают нижнее положение в структуре мотивов социальной деятельности осужденных, не заняли должного места в механизме саморегуляции поведения и факторы долга: ответственность, совесть, есть, стремление к решению сложных нравственных проблем, выработке целостной нравственно-правовой сферы.

В настоящее время, по мнению автора, основными регуляторами поведения осужденных как при выработке законопослушного поведения, так и при ориентации поведения на неформальные нормы общности осужденных является чувство страха: страх перед наказанием со стороны администрации или страх перед санкциями со стороны общности осужденных. Это порождает культ жестокости обращения персонала с осужденными и осужденных между собой. В результате у осужденных накапливается чувство враждебности к администрации ИУ, а в его лице — к государственной власти и обществу, создается атмосфера психологической напряженности, межличностного недоверия, зависти к более сильным, т.е. объективно наращивается основа антиобщественного поведения. Борьба администрации ИУ с «нарушениями режима» без воздействия на их коренные причины усугубляет указанные состояния, образуя «порочный круг».

В связи с этим нужны иные регуляторы поведения, в основе которых лежали бы ценности и интересы, которыми осужденные особенно дорожат. К ним относятся: свобода как высшая человеческая ценность (осужденный очень чувствителен к дополнительным ограничениям и запретам в процессе отбывания наказания, равно как и к их отмене); безопасность (жестокие традиции межличностных отношений среди осужденных, неформальная власть преступных лидеров дополняют юридическую несвободу моральным бесправием); здоровье (особенности условий отбывания наказания — переуплотненное размещение, несбалансированное питание, нарушение норм гигиены труда, недостатки в медицинском обслуживании и т.п. повышают восприимчивость осужденных к заболеваниям); общение с близкими и знакомыми (крайне редкие встречи с ними нарушают родственные и социальные связи, создают дополнительный фон напряжения, обостряют сексуальный голод); потребность в психологической разрядке (отсутствие разнообразного досуга и других естественных форм уменьшения напряжения стимулирует развитие конфликтов); духовная (моральная) поддержка, потребность в заинтересованном сочувственном собеседнике (специфическое для мест лишения свободы недоверие к окружающим людям — как к осужденным, так и к администрации формирует чувство одиночества и своей ненужности в обществе); заинтересованный труд (неквалифицированный, малооплачиваемый труд в условиях лишения свободы усугубляет его восприятие как принудительного, т.е. как средство наказания).

Предлагаемое нами создание в пенитенциарных учреждениях условий отбывания наказания, различающихся по степени реализации осужденными названных и других ценностей и интересов в зависимости от характера поведения, дает им возможность выбора условий отбывания наказания, соответствующих их установке на исправление. Таким образом, взамен прямого режимно-дисциплинарного воздействия, регулирующего поведение мерами ответственности (в основе которых лежит страх перед наказанием), предполагается целенаправленное стимулирование у осужденных интересов, мотивов и установок, направленных на самокоррекцию, поведения и образа жизни с опорой на жизненно важные человеческие ценности.

Наши исследования показали, что значительная часть осужденных первой и второй типологических групп интеллектуально готовы и мотивационно стремятся к освоению нравственного содержания правовых норм, однако проявляют недостаточно высокую сензитивность и не владеют средствами и способами социальной и нравственно-правовой деятельности и общения в условиях традиционной системы исполнения уголовного наказания. Однако сама противоречивость нравственной и правовой жизни осужденных создает условия для интенсивной работы по «переоценке ценностей» в сторону предпочтения наиболее социально значимых качеств, стимулирует стремление осужденных к исправлению.

Система нравственно-правовой ресоциализации личности осужденного как функция процесса уголовного наказания разрешает противоречия между нравственно-правовой ресоциализацией личности и процессом наказания, добиваясь оптимизации и комплексности в нравственно-правовой ресоциализации личности. Оптимизация здесь рассматривается как основа преодоления разрыва между социально-нравственной и нравственно-правовой структурами личности достижения социально-нравственного единства.

Оптимизация нравственно-правовой ресоциализации личности предполагает наличие необходимых и достаточных компонентов для образования относительно устойчивой социально-нравственной структуры, которая включает: процесс взаимодействия и отношений личности со средой ИТУ и микросредой осужденных, функционирование ее нравственной сферы (переживание, осознание и принятие нравственного содержания правовых норм, нравственных ценностей, практические действия по их реализации); состояние нравственной сферы, проявляющейся в степени нравственной активности; нравственную направленность, ядром которой является система нравственных потребностей и мотивов; нравственные возможности и способности с ведущей способностью к нравственно-правовой деятельности и социально-нравственному поведению; систему нравственных качеств и нравственно направленную волю как основу характера; управление личности своей деятельностью и поведением по нравственно-правовому критерию.

Комплексность в нравственно-правовой ресоциализации личности понимается как системное качество, отражающее единство ее нравственно-правового мира, деятельности и поведения, образования ее относительно устойчивой социально-нравственной структуры как результата взаимодействия ее необходимых и достаточных для функционирования и ресоциализаций компонентов друг с другом и средой ИУ. Благодаря этому качество сохраняется, получает развитие и служит основой ее нравственно-правового единства. Это системное качество и образует целостную нравственно- правовую структуру личности.

Личностно-деятельностный подход к решению проблемы нравственно-правовой ресоциализации позволяет определять промежуточные и конечные результаты. Закольцованность, по определению С.Л. Рубинштейна, всех необходимых компонентов нравственно-психологической личности, их тесная взаимосвязь предполагают проектирование и осуществление адекватного процесса ресоциализации, моделировать который позволяет системно-структурный подход.

Идея единства личностно-деятельностного и системно-структурного подходов открывает возможность взглянуть на процесс уголовного наказания под новым углом зрения. В его традиционной, исправительно-трудовой структуре ресоциализирующая функция может быть выполнена в целевом, в стимулирующе-мотивационном и содержательном компонентах. Операционно-деятельностный компонент представлен как совокупность действий-операций, в которых содержатся действия-поступки. Постановка комплексной цели — ресоциализация личности, стимулирование и мотивация социальной и нравственно-правовой деятельности осужденных, нравственно-правовая информация, передаваемая им, не получает достаточного выхода в их духовно-практическую деятельность, в социальную практику на последующих этапах уголовного наказания. В этой структуре отчетливо представлена активность администрации и операционно-исполнительская деятельность осужденных.

Несоответствие между системообразующим и последующим компонентами процесса уголовного наказания в теоретическом плане состоит втом, что комплексное целеполагание, стимулирование социально-нравственной и нравственно-правовой деятельности, обновленное и обогащенное нравственное содержание правовых норм не могут быть реализованы в полной мере в социально-нравственной и нравственно-правовой структуре личности в силу одностороннего, операционно-исполнительного характера социальной и нравственно-правовой деятельности осужденных. В них серьезно сужены возможности для коммуникативных связей, социально-нравственных отношений. В структуре традиционного процесса уголовного наказания образовались своеобразные (мы называем их технократическими) барьеры, которые стали тормозом в нравственно-правовой ресоциализации личности осужденных.

Перестройка структуры и содержания процесса уголовного наказания вызывается необходимостью усиления нравственного содержания деятельности и администрации ИУ, и осужденных. Оно выражается в целевых установках на целостное познавательное, эмоционально-волевое и практически-деятельностное в их единстве — освоение нравственного содержания правовых норм, стимулирования и мотивации социальной и нравственно-правовой деятельности осужденных, их межличностного общения, системном характере нравственно-правовой ресоциализации, включающей нравственно-правовые знания, умения, навыки и систему эмоционально-ценностных, нравственноправовых отношений. В экспериментально-опытной работе происходит преобразование операционно-деятельностного компонента в коммуникативно-деятельностный. В структуру процесса уголовного наказания вводится необходимый компонент, когда преднамеренно организуется нравственно-правовая деятельность и общение. На завершающих этапах процесса уголовного наказания организуется опыт саморегуляции, самоконтроля, самоанализа и самооценки деятельности и подведения их результатов.

Модификация структуры опытно-экспериментального процесса уголовного наказания с усиленной, ярко выраженной ресоциализирующей функцией приобрела следующий вид: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, коммуникативно-деятельностный, коммуникативно-личностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Коммуникативно-личностный означает развернутость процесса к социально-нравственному миру личности, ее социально-нравственной деятельности. На первом плане здесь оказывается не уголовное наказание само по себе, а личности осужденных в процессе наказания, включенные в различные виды деятельности и общения, обменивающиеся нравственно-правовой информацией, знаниями, умениями и навыками, переживаниями, решениями, действиями, познающие и преобразующие нравственно-правовой мир друг друга и самих себя.

В соответствии с принципом единства деятельности, сознания и поведения личности нравственно-правовая ресоциализация достигается в соответствующей системе деятельностей, отличающейся высокой степенью упорядоченности и дающей осужденным определенную свободу выбора социально-нравственных, трудовых и нравственно-правовых действий. Чрезмерная регламентация, жесткая заданность, стереотипность исполнения уголовного наказания серьезно суживают его возможности д ля самостоятельного выбора осужденнымивариантов поведения и отрицательно сказывается на нравственно-правовой ресоциализации личности, натренированной на исполнительской, операционной деятельности и не способной к социально-нравственному действию по собственной воле, инициативе.

Упорядочить и оптимизировать социальное содержание жизнедеятельности осужденных в процессе уголовного наказания, осущетвить прорыв из противоречий его состояния позволяет введение и разработка категории — «нравственно-правовая деятельность». Возникновение категории «нравственно-правовая деятельность» связано с тем, что для осужденных основные нормы морали принимают характер правовых (не по своему содержанию, а по последствиям, наступающим за неисполнение их). Это интегративный вид деятельности, пронизывающий все другие виды деятельности осужденных (режимно-правовую, трудовую, общение и т.д.), сознательно совершаемый по социально-нравственным мотивам нравственноправовыми средствами и направленный на достижение социально-нравственной цели — ресоциализацию личности осужденного.

Сопряженность социальной и нравственно-правовой деятельности проявляется в отношениях (цель, намерение, мотив), выступающих как общий элемент структуры социального действия и поступков. Правовое действие или бездействие, поступок представляют собой сторону, аспект социального действия. Ориентация и направленность социальных действий на освоение и реализацию нравственно-правовых знаний, умений, навыков и опыта эмоционально-ценностных, социально-нравственных отношений в целях ресоциализации личности способствуют возникновению и развитию качественно новых действий — нравственно-правовых, содержательное, структурное и функциональное единство которых и образует нравственно-правовую деятельность.





Комментарий к статье