Сексуально-экономическая психосоциология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Осуществленный Райхом критический анализ гитлеровского фашизма в конечном счете почти полностью свелся к традиционной психоаналитической схеме: подавление сексуальности —«перенос» сексуальной энергии на символически сексуальные объекты — идентификация устремлений индивида с политической властью и политикой господствующего класса.

Ограниченность данного психоаналитического подхода и вульгарная интерпретация ряда социально-политических феноменов не позволили Райху выработать целостное и достоверное объяснение фашизма. Более того, он в значительной мере мистифицировал эту проблему, хотя теоретическая квалификация фашизма как иррационального движения в то время имела большое позитивное политическое значение.

Несмотря на различные повороты в развитии «социологической науки сексуальной экономии», в центре внимания Райха всегда были теоретические и практические вопросы проблемы сексуальности. Но пожалуй в наиболее концентрированном виде его социально-сексуальные воззрения были выражены в книге «Сексуальная революция» (1936), получившей широкую скандальную известность.

Исследуя причины и механизмы различных разновидностей сексуального (а следовательно, по Райху, и социального), патологического поведения людей, Райх пришел к выводу, что они обусловливаются единственной причиной — извечным конфликтом между инстинктом и моралью. По его мнению, в современном буржуазном обществе острота этого конфликта значительно усиливается из-за наличия избыточных сексуальных запретов, принудительного и репрессивного характера морали, неспособности людей совместить сексуальное удовлетворение с успехами в работе, длительного наличия моногамии как единственной официальной формы сексуальности, распространенности предубеждений о патологическом характере детской и юношеской сексуальности и других факторов.

Настаивая на правомерности и достоверности своего вывода о том, что «ни одна программа, защищающая свободу, не имеет шансов на успех, если она не предполагает изменений в биопатической сексуальной структуре человека», Райх провозгласил необходимость «сексуальной революции».

Согласно его концепции, «пролетарская сексуальная революция» является естественной предпосылкой и основой «подлинно человеческой революции», необходимой для установления «демократии труда» и освобождения человека от оков ханжеской буржуазной морали и идеологии, социального и экономического угнетения.

Как полагал Райх, «сексуальная революция» должна дать соответствующее сексуальное образование всем людям (в особенности молодежи) и привести их к естественному счастью в любви. В социально-политическом плане эта «революция» была призвана подорвать и уничтожить авторитарный буржуазный общественный строй. Причем, согласно программе Райха, в грядущем новом обществе одну из главных ролей должны были исполнять чиновники-сексологи различных рангов, направляемые единым сексологическим центром.

Теоретическая работа и клиническая практика Райха были лишь двумя сторонами его бурной жизни. В целом его творчество характеризуется постоянным стремлением к практической реализации экстравагантных идей и изменению сексуальной реальности буржуазного общества. Эта деятельность осуществлялась им в значительной мере посредством использования различных организационных форм.

В 1920 г. он вступил в Венское психоаналитическое общество, а в 1927 — в Общество помощи рабочим. В этих фактах биографии уже довольно четко проявилось стремление Ранха к некоему синтезу психоаналитического и рабочего движения, характерного для всех этапов его деятельности. В 1929 г. он основал Социалистическое общество консультации по сексуальным вопросам и сексологии, а в 1931 г. немецкую ассоциацию «Секспол», предназначенную для практического проведения в жизнь сексуальной политики пролетариата.

Звездный час «сексуально-экономической» психосоциологии Райха наступил уже после его смерти, когда в конце 60-х годов движение «новых левых» и «бунтующая» молодежь Запада провозгласили его своим учителем и идеологом. Но, по иронии судьбы, идеи Райха о естественном счастье в любви были трансформированы его почитателями в свою противоположность и использовались для пропаганды сексуальной анархии, подкрепленной широким распространением изображенных в книгах Райха символов общественной репрессии сексуальности.

Тем не менее это молодежное движение содействовало популяризации идей социологического психологизма и их авторов и способствовало подготовке западного общественного сознания к восприятию различных версий социологического психологизма.





Комментарий к статье