Сексуально-экономическая психосоциология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Критикуя и отвергая гипотезы 3. Фрейда об «Эдиповом комплексе» и «инстинкте смерти», Райх распространил свое критическое отношение к отдельным положениям психоаналитической теории и на учение Фрейда о характере человека.

Согласно версии Райха, характер является своеобразным защитным образованием, «панцирем», предохраняющим человека от избыточного воздействия его собственных подавленных влечений, и главным образом от различных негативных внешних воздействий.

По Райху, наиболее существенные черты характера человека развиваются и формируются главным образом в течение первых пяти лет его жизни. Причем особо важную роль в этом процессе играют особенности подавления детской сексуальности в семье и индивидуальная переносимость этого подавления. В зависимости от действия данных факторов складывается определенная «структура характера», т. е. определенная типичная структура человеческой индивидуальности с присущими ей стереотипными способами реагирования при взаимодействиях с социальной средой. В этой связи Райх особенно подчеркивал, что любой авторитарный социальный слой в конечном счете основывается на сексуальном подавлении, которое формирует базисные структуры характера человека и выступает в качестве массового источника различных неврозов.

Согласно концепции Райха, определяющим началом важнейших общественных процессов является структура характера человека, которая формируется и раскрывается «в рамках семьи» или в контексте различных семейных ситуаций. Считая семью «фабрикой структуры и идеологии общества», Райх настаивал на том, что разнообразным слоям структуры характера человека соответствуют различные политические и идеологические социальные группировки. Неудивительно, что при таком видении существа проблемы Райх пришел к выводу, что именно семья является ключом к пониманию основы общества.

Уделяя исследованию семьи особое внимание, Райх стремился по преимуществу изучить семью как основное звено сексуального подавления и сдерживания. В фигуре отца он усмотрел своеобразного представителя авторитарного государства, обеспечивающего превращение семьи в наиболее важный инструмент осуществления политической власти. Уподобляя положение отца в семье позиции собственника на производстве и политического лидера, Райх подчеркивал, что существующие при этом семейные отношения в дальнейшем репродуцируются в форме подчиненного отношения членов семьи (в особенности детей) к политическому вождю. Семейные функции матери рассматриваются Райхом главным образом в контексте обеспечения ею привязтности детей, особенно подростков, к семье. При этом привязанность ребенка к матери и семье рассматривалась Райхом как предпосылка и аналог привязанности к родине и нации, а националистические чувства истолковывались как прямое продолжение семейкой привязанности. Более того, Райх полагал, что в силу экономических и других причин различные семьи противостоят друг другу как отдельные нации и в результате этого противостояния постоянно продуцируют империалистическую по своей сути идеологию.

Подчеркивая, что в буржуазном обществе семья выступает в роли главного социального института, посредством которого репрессивное государство формирует у людей реакционный склад психики и страх перед свободой, Райх призывал к раскрепощению психической энергии и активизации пассивных масс в интересах освободительного движения, направленного против чрезмерных экономических и нравственных запретов общества.

Одним из наиболее существенных компонентов «социологической науки сексуальной экономии» Райха явилось исследование проблемы взаимосвязи базиса и идеологии, экономических процессов и психической структуры человека, роли идеологии и эмоциональных установок масс как исторических факторов, изучения обратного воздействия идеологии на экономический базис.

Особенно\’ пристальное внимание исследованию этих вопросов Райх уделил в книге «Массовая психология фашизма» (1933), представлявшей собой одну из первых попыток теоретического анализа фашизма с позиций социологии, психологии и психоанализа.

Рассматривая гитлеровский фашизм как порождение монополистического капитала, Райх вместе с тем отмечал, что приход фашистов к власти мог состояться толь-ко при поддержке масс. Согласно концепции Райха, эта поддержка была обусловлена движением масс, отличительным признаком которого были «ножницы» (т. е. определенное расхождение) между экономическим базисом и идеологией. Исследуя этот разрыв посредством, как он утверждал, «диалектико-материалистического метода», Райх пришел к выводу, что возникновение «ножниц» обусловливалось подавлением сексуальности. По мнению Райха, существующая сексуальная мораль тормозит развитие классового сознания, в результате чего силы, выступающие в интересах капитализма, получают дополнительный импульс энергии из вытесненной сексуальности, которая обусловливает также сущность обратного воздействия идеологии на экономический базис. При этом сексуальное торможение так деформирует экономически угнетенного человека, что он начинает чувствовать, рассуждать и действовать вопреки своим материальным интересам. Именно так, по Райху, происходит, в конечном счете, функционально-политическое перерождение пролетария в мелкого буржуа.

Характеризуя мелкую буржуазию как массовую базу гитлеровского фашизма, Райх подчеркивает самоотождествление ее с принципом господства и подчинения, поскольку в силу зависимого материального положения ее идеалом является возможность стать «начальством» и взгляд ее все время обращен «наверх».

Обращая определенное внимание на экономические причины и факторы массовой психологии фашизма, Райх трактовал природу и сущность фашизма как политически организованную реализацию «промежуточного» уровня структуры характера человека, триумф иррациональности и биологических импульсов, которые подавлялись культурным человечеством в течение тысячелетий.

В представлении Райха фашистское движение является фундаментальным эмоциональным отношением подавляемого человека ко всей системе авторитарной машинной цивилизации и ее механическо-мистическому понятию жизни. Это своеобразная амальгама восставших эмоций и реакционных идей, общая сумма всех иррациональных реакций характера среднего человека. В расово-идеологическом плане фашизм трактовался Райхом как «биопатическое» выражение структуры характера оргастически импотентных людей. Обратив внимание на существование фашистского «склада ума», Райх интерпретировал его как особую разновидность интеллектуального потенциала порабощенного «маленького человека» с противоречивыми ориентациями: жажды авторитета над собой с одновременным бунтом против дисциплины. К числу существенных характеристик фашизма Райх относил также наличие в нем значительной доли мистики. При этом фашистский мистицизм трактовался Райхом как ортастическое желание, ограниченное мистическим искажением и сдерживанием естественной сексуальности.





Комментарий к статье