Неофрейдистская социология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Попытки переосмысления и реформации психоаналитического учения 3. Фрейда, которое предпринял!» Адлер и Юнг, инициировали и стимулировали возникновение мощной модернистской психоаналитической традиции.

В конце 30-х годов нашего века в американской социальной мысли сформировалось новое течение — неофрейдистская социология, быстро ставшая одним из наиболее существенных элементов современного социологического психологизма.

Разнообразные и порой противоречивые концепции неофрейдистской социологии принадлежат относительно немногочисленной группе теоретиков, но их влияние на западную социологию и другие общественные дисциплины оказалось весьма значительным.

К числу ведущих теоретиков неофрейдистской социологии принято относить К. Хорни, Г. Салливена, Э. Фромма и др.

Первым известным теоретиком неофрейдистской социологии явилась эмигрировавшая из Германии в США в 1932 г. врач и социолог Карен Хорни (1885—1952).

Находясь под влиянием идей Адлера и Юнга, она подошла к психоаналитическому учению Фрейда с известной осторожностью. Несмотря на то, что Хорни приняла основную предпосылку психоанализа, согласно которой человеческое поведение обусловливается бессознательными психическими процессами, она все же вскоре обнаружила свои первые теоретические расхождения с Фрейдом.

Не принимая, в частности, фрейдовскую концепцию женской психологии, а также ряд других положений психоанализа, она предприняла попытку критической реконструкции теоретической модели Фрейда и поиска «новых путей в психоанализе». Правильно подметив, что Фрейд делает неправомерные обобщения о всеобщей природе человека, основываясь на наблюдениях лишь за европейской культурой, Хории отверла многие идеи Фрейда, носившие, как она полагала, спорный характер.

Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со стороны Хорни, были и такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, концепция либидо и т, д. Но наиболее остро Хорни критиковала Френда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им «культурных факторов».

Одна ко критическое отношение Хорни к психоаналитическому учению Фрейда не распространялось на всю систему в целом, а затрагивало лишь некоторые се положения. Двойственное отношение Хорни к фрейдовой системе нашло свое отражение в характерном для нее заявлении: «Поскольку многие из моих интерпретаций отличаются от фрейдовских, некоторые читатели могут спросить, надо ли считать мои теории психоанализом. Ответ зависит от того, что принимать за главное в психоанализе. Если понимать под психоанализом все до одной теории, выдвинутые Фрейдом, тогда изложенная мной концепция не есть психоанализ. Если, однако, считать, что основные идеи психоанализа заключаются в определенной системе взглядов относительно роли бессознательных процессов и путей их выражения, а также в определенной форме терапии, с помощью которой эти процессы доводятся до сознания, то тогда моя система есть психоанализ».

Полагая, что психоанализ Фрейда имеет анатомобиологическую ориентацию, Хорни пыталась преобразовать его в психосоциологическую доктрину с преимущественно социологической направленностью. По ее мнению, необходимо исследовать не столько «универсальные, общечеловеческие» проблемы, сколько вопросы, вызванные к жизни специфическими жизненными условиями конкретной культуры.

Принимая фрейдовское положение о том, что поведение личности определяется бессознательными процессами, Хорни полагала, что эти бессознательные побуждения носят эмоциональный или аффективный характер. В этой связи она считала, что сущность человека коренится в чувстве беспокойства, на формирование которого оказывают воздействие раздражительность, лицемерие, безразличие, жестокость взрослых в отношениях к ребенку. В результате вместо чувства «сопринадлежности» к другим людям (к «мы») у него формируется комплекс ощущений неопределенной тревоги, небезопасности (основное чувство), а также «изолированности, беспомощности, одиночества и отчуждения».

Согласно представлениям Хорни, все действия человека являют собой перманентную трансформацию чувства небезопасности (или чувства коренной тревоги). Это чувство — основная детерминанта поступков человека.





Комментарий к статье