Неофрейдистская социология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


По мнению Хорни, к глобальным принципам, управляющим человеком и обусловливающим его поведение, относятся стремления к безопасности и реализации собственных желаний. Конфликт данных стремлений находит свое разрешение в вырабатываемых человеком различных моделях («стратегиях») поведения. Первый тип — это «стремление к людям», т. с. поиск привязанности к людям для того, чтобы обезопасить себя и обрести чувство сопринадлежности к общности.

Второй тип («стремление от людей») характеризуется доминированием чувства отчуждения от мира и людей, уменьшением точек соприкосновения с социальной средой; желанием уйти от окружающих, «запереться в себе», построить собственный, хотя и иллюзорный, по гармоничный мир.

Третий тип («стремление против людей») выступает как желание восстать против ненавистного мира и бороться против него, готовность жить по «закону джунглей», установка на разрушение внешнего мира как на способ достижения гармонии с ним.

Соответственно данным типам Хорни выделила и три типа конфликтной, невротической личности: устойчивый, устраненный и деструктивный.

Вслед за Фрейдом Хорни одна из первых обратилась к исследованию новейших разновидностей социальной психопатологии в современном западном обществе. По ее мнению, внутриличностные конфликты в условиях капитализма представляют собой не что иное, как интегральную составляющую человеческой жизни вообще. Она широко оперировала термином «отчуждение», под которым в общих чертах понимала превращение результатов и продуктов деятельности людей в некую независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. Характеризуя положение личности в буржуазной культуре, она справедливо отмечала, что для капиталистического общества характерно постоянное возрастание отчужденности и социальной напряженности, которые являются одним из основных источников разнообразных социальных болезней личности.

В качестве источников так называемых «неврозов нашего времени» она указывала на конфликт между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, на противоречие между искусственным стимулированием потребностей и физической невозможностью удовлетворить их большей частью населения западных стран.

Несмотря на то, что основной акцент в теоретических исследованиях Хорни делала на проблеме взаимодействия элементов системы культура — человек — личность, в целом ее подход (по сути своей психоаналитический) так и не смог избежать двусмысленностей при объяснении отношений между внешними и внутренними факторами, оказывающими влияние на жизнедеятельность индивида. Тем не менее ряд концептуальных подходов, использовавшихся Хорни, получил развитие в построениях последующих представителей неофрейдизма и социологического психологизма.

К числу лидеров неофрейдистской социологии принято относить американского философа и психолога Гарри Салливена (1892—1949), который вместе с К. Хорни возглавил новое реформаторское движение в психоанализе.

Салливен не получил специального психоаналитического образования, что, быть мажет, содействовало его отказу от использования категориально-понятийного аппарата Фрейда. Но его отказ от фрейдовской терминологии отнюдь не означал отрицание основополагающих идей психоаналитической теории.

Центральным вопросом исследований Салливена являлась проблема личности. Рассматривая личность в контексте ее социальных связей и отношений («личность никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых она живет»), Салливен стремился разрешить проблему соотношения социального и биологического в человеке.

Отвергнув идею о существовании врожденных потребностей (или сил), Салливен подчеркивал, что лишь в постоянном межличностном взаимодействии состоит причина устойчивости индивида, его характера перед давлением бессознательной мотивации. Личность, по Салливену,— это лишь «квазистабильный фокус в системе межперсональных отношений», «относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь».

Рассматривая основные тенденции развития личности, Салливен выделил три составляющие этого процесса: «динамизмы» (механизмы мышления, памяти, несущие также функцию защиты от внешнего беспокойства); механизмы «персонификации» — реализующие функцию познания себя и других; механизмы «познавательного процесса», воспринимающие и обрабатывающие «поток идей», поступающих от окружающего мира. Главным мотивом и исходным моментом социального поведения, по Салливену, является гомеостазис.

Несколько гипертрофируя роль социальной среды в формировании и функционировании личности, Салливен подчеркивал, что иллюзия сохранения собственной личностной индивидуальности сохраняется лишь в той мере, в какой индивид обладает способностью «избирательного невнимания», замечая лишь то, что хотел бы заметить.

Ряд положений социологии Салливена оказал определенное влияние на представителей социологического психологизма, хотя и не столь заметное, как другие теории неофрейдистской социологии.

Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской социологии стало учение ведущего теоретика неофрейдизма, немецко-американского философа, психоаналитика и социолога Эриха Фромма (1900—1980).

Прекрасно осознавая новизну и важность идей 3. Фрейда для развития социального познания, Э. Фромм осуществил наиболее впечатляющую социологическую реформацию психоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности психоаналитической традиции и всего социологического психологизма.

Исследуя роль психических факторов в деятельности личности и в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории 3. Фрейда и, стремясь преодолеть некоторые биологические компоненты ее, использовал для этого антропологическую философию Л. Фейербаха и диалектико-материалистическую философию К. Маркса (главным образом, «Экономическо-философские рукописи 1844 года»), В конечном счете собственная теоретическая деятельность Э. Фромма, выдвинувшего целый ряд оригинальных идей, концепций и теорий, в значительной мере основывалась на попытке критического синтеза учений 3. Фрейда и К. Маркса, дополненных рядом идей и положений экзистенциальной философии, дзен-буддизма и других социальных учений.





Комментарий к статье