Неофрейдистская социология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Особую опасность, по мысли Фромма, сейчас представляет то, что капитализм, как общество тотального отчуждения и самоотчуждепия, в массовом порядке производит не людей, а «отчужденные автоматы», утратившие способность к любви. «Любовь», считал Фромм,— это великая сила, объединяющая человека с другими людьми, сила, являющая собой конечную жизненную потребность каждого человеческого существа. В этой связи он полагал, что одной из основных задач общественной жизни выступают сохранение и приумножение любви в интересах всех индивидов и цивилизации в целом. Однако вместо сохранения и развития любви, как он считал, современное западное общество продуцирует общественное зло, т. е. негативные социальные явления и психологические страдания людей, что придает этому обществу отпечаток исторической обреченности.

По мысли Фромма, вследствие действия отчуждения и самоотчуждения основным типом личности западного общества становится невротик, поскольку душевно больная социальная система неизбежно порождает психические болезни.

Вместе с тем следует отметить, что, как полагал Фромм, невротическая личность ныне не обладает принципиальным отличием от нормальных людей, способных исполнять навязанные им социальные роли. Значительное распространение получили такие явления, когда нормальные в «социальном контексте» оказываются менее здоровыми, чем невротики в контексте систем индивидуальных ценностей. Это происходит потому, что за социальную адаптацию индивид нередко расплачивается утратой собственной индивидуальности и «самости». Невротик же пытается спасти свою индивидуальность в различных извращенных формах, выступающих как естественное следствие его «бегства от свободы»— «бегства в болезнь».

Наряду с «бегством в болезнь» Фромм выделяет еще и иные модели поведения людей, преследующих аналогичные цели, к которым он относил садизм и мазохизм, выступающие как следствие социальной авторитарности и отказа людей от собственной независимости.

Анализируя садизм, Фромм обращал внимание на его основную направленность, выражающуюся в стремлениях к обладанию неограниченной властью над людьми и превращению их в удобное средство для достижения собственных целей, желании заставить других страдать и наслаждаться созерцанием их мук. Однако желание нанести вред и причинить боль другому не является целью садизма. Его цель — в обретении господства над другими людьми [142. Р. 178]. Сутью и первейшим признаком садизма Фромм считал жажду власти.

Фромм сумел довольно убедительно показать, что стремление к власти основывается не на силе, а на слабости и отражает неспособность индивида к достойному противостоянию деструктивным социальным и личностным силам. Власть — это отчаянная попытка приобретения суррогата силы ввиду отсутствия подлинных сил, достойных высоконравственных людей.

Исследование этических аспектов человеческого бытия было одним из основных мотивов теоретической и общественной деятельности Фромма. Пожалуй в решающей мере это определялось его пониманием и истолкованием морали как совокупности различного рода социальных установлений, посредством которых культура обеспечивает относительно одинаковое поведение своих членов в целях стабилизации социальной системы и сохранения самой себя.

Разрабатывая основания новой «гуманистической этики», призванной открыть нормы и ценности, ведущие к самореализации человека и его потенций, Фромм исходил из результатов исследования реального положения личности в современном мире и анализа существующих этических доктрин. Пытаясь преодолеть субъективизм распространенных западных этических систем, он подверг критике гедонистические и утилитаристские концепции, избравшие критерием добра принципы удовольствия и пользы. Отмечая индивидуализм этих принципов и их несостоятельность в качестве гуманистических общечеловеческих нормативов, Фромм обратил внимание на огромный моральный ущерб, наносимый людям этическим релятивизмом, который ведет либо к аморализму, либо к авторитарной этике, сущность которой заключается в использовании отчужденного внешнего авторитета.

Фромм особенно подчеркивал, что в этическом отношении природа человека нейтральна и что в каждом конкретном случае она формируется под влиянием совокупности условий человеческого существования. Вместе с тем он не уставал говорить об индивидуальной ответственности человека за выработку собственной морали, соответствующей общечеловеческим ценностям, т. е. в конечном счете гуманистическим идеалам.

Разработанная Фроммом «гуманистическая этика» любви должна была стать одним из важнейших инструментов конструктивного преобразования социальной действительности.

Как мыслитель и гуманист, Фромм не мог пройти мимо проблемы кризиса современного общества и путей его преодоления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ряда опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнообразным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, которые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Осуществляя поиск новых альтернатив планетарной катастрофе, Фромм пришел к мысли о том, что обязательным условием физического выживания рода человеческого является создание нового человека («радикального изменения человеческого сердца») и нового общества, соответствующего потребностям «неотчужденного и ориентированного на бытие индивида».

Фромм разработал довольно подробную программу изменения человека и общества. Согласно данному проекту, в общих чертах спасение человечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим.

Преобразование общества Фромм мыслил осуществить посредством просветительства и соответствующей «социальной терапии». Именно эти средства представлялись ему уместными для перехода от «больного общества» к «здоровому обществу», в роли которого у него выступал «гуманистический коммунитарный» социализм, основным принципом жизнедеятельности которого будет гуманистическое соучастие людей в управлении, принятии социально значимых решений» процессе труда и распределении прибыли и продуктов труда, демократическом использовании информации и дарований людей.

Эта социальная утопия Фромма была предназначена одновременно для преобразования капитализма и квазисоциализма и их перехода к подлинному социализму, который является, по мнению Фромма, единственно конструктивным решением.

Неофрейдистская социология Э. Фромма — один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она придала существенный импульс развитию не только психоаналитически ориентированных доктрин, но и всего социологического психологизма, одной из вершин которого она является.





Комментарий к статье