Персонологическая социология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Трактуя непрерывное развитие личности прежде всего как результат изменения ее различных мотивов и интересов, Олпорт сформулировал концепцию «трайтов». Согласно концепции Олпорта, трайты являются основным мотивом поведения человека и в совокупности своей выступают в качестве механизма развития личности [132].

По Олпорту, для человека характерно наличие двух взаимосвязанных типов трайтов: основных (стимулирующих поведение личности) и инструментальных (формообразующих факторов поведения личности). При этом Олпорт полагал, что процесс взаимодействия разнообразных трайтов порождает новые трайты, проявляющиеся преимущественно как мотивы и интересы.

Таким образом, согласно концепции Олпорта, некую часть трайтов человек получает от рождения, другую приобретает в процессе активной жизнедеятельности. Согласно Олпорту, в динамической иерархии трайтов можно выделить главеистующие трайты (выступающие в качестве относительно постоянных величин и составляющие своеобразный «центр» личности) и трайты вторичные (переменные, изменчивые черты, играющие значительно меньшую роль в организации поведения личности). При этом Олпорт утверждал, что при определенных условиях у человека формируется доминирующий трайт, выступающий в роли ведущего фактора поведения личности и ее основной черты.

Существенным элементом теоретической деятельности Олпорта явилась его работа по выявлению существенных и типичных признаков психического здоровья и нездоровья.

В целом, в теории личности Олпорта достаточно четко выделены основные черты, свойственные здоровым и невротическим личностям. Здоровую личность характеризуют:

  1.  активная позиция по отношению к действительности;
  2.  доступность опыта сознанию (т. е. способность видеть события такими, каковы они есть, не прибегая к «психологической защите»);
  3.  самопознание;
  4.  постоянный процесс индивидуализации;
  5.  способность к абстракции;
  6.  функциональная автономность черт;
  7.  устойчивость к фрустациям.

Для нездоровой личности характерны:

  1.  пассивная позиция по отношению к миру;
  2.  всякого рода «меры защиты» (вытеснение, сублимация, проекция, замещение);
  3.  искажение истинного положения вещей;
  4.  ограниченность мышления;
  5.  «закоснение развития». Достаточно определенное выделение данных признаков позволительно считать одним из позитивных достижений теории и психотерапевтической практики Олпорта.

В целом идеи и концепции Г. Олпорта нашли положительный отклик у ряда специалистов, разделявших ценностные ориентации персонологической социологии.

Гуманистические мотивы персонологической социологии получили значительное развитие в творчестве американского профессора, основателя Американской ассоциации гуманистической психологии Абрахама Маелоу (1908—1970). Размышляя о природе и сущности человека, Маслоу пришел к выводу о недостоверности концепции Ч. Дарвина, согласно которой существенным фактором эволюции является выживание агрессивных и сильных животных.

Оспаривая наличие врожденной агрессивности у животных, Маслоу стремился доказать, что агрессия животных становится вынужденным средством приспособления и выживания. В качестве, пожалуй, самого важного фактора эволюции Маслоу выдвигал инстинкт взаимопомощи, действие которого обеспечивает сохранение собственной популяции.

По Маслоу, инстинкт взаимопомощи характерен для всего животного мира, в том числе и для рода человеческого. В общем виде эти положения Маслоу были созвучны идеям и концепциям видного русского революционера П. А. Кропоткина и советского профессора В. П. Эфроимсона.

Маслоу полагал, что в общем под определяющим воздействием инстинкта взаимопомощи формировался человек, основу природы и сущности которого составляет добро. В данном случае, как и в ряде других, Маслоу явно антропологизировал социальные качества человека, что отнюдь не повышало научного уровня его теории, хотя иногда существенно усиливало ее гуманистические компоненты.

Разрабатывая свое учение, Маслоу уделил весьма значительное внимание проблеме потребностей и мотивов человеческого поведения. В конечном счете, его разработки данных проблем нашли наиболее целостное выражение в теории самоактуализации, которая принесла ему известность.

Согласно Маслоу, основным источником и движителем поведения личности является стремление к самоактуализации, которая понималась как особая, врожденная высокая гуманоидная потребность к непрерывному творению добра и использования всех возможностей, способностей для выполнения своей гуманистической миссии.

По Маслоу, самоактуализация является высшей потребностью в иерархии потребностей человека, которая включает в себя также потребности низшего порядка:

  1. физиологические потребности (пищевые, сексуальные и т. д.);
  2. потребности в безопасности;
  3. потребность в защите.

При этом Маслоу полагал, что удовлетворение потребностей низшего порядка значительно активизирует самоактуализацию личности.

Развивая теорию самоактуализации, Маслоу значительно усилил аргументацию Г. Олпорта в пользу первоочередного глубинного и всестороннего изучения психически здоровых людей, а не невротиков. В этом плане принципиально важным положением Маслоу было его утверждение о том, что высокая гуманоидная потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей, в силу чего отсутствие ее является одним из признаков невроза.

Широко используя биографический метод, Маслоу показал на примере истории жизни ряда великих людей, что их достижения по существу своему являются результатом реализации свойственной им потребности в самоактуализации. Маслоу полагал, что все люди должны стремиться к раскрытию заложенных в них высоких гуманоидных способностей. При этом он подчеркивал, что если в силу индивидуальных или ситуативно-жизненных причин личность утрачивает возможность самоактуализации, то возникает конфликт, порождающий чувство неудовлетворенности и неврозы,

Одним из интересных положений теории Маслоу было его утверждение о том, что для людей, обладающих высокоразвитой потребностью самоактуализации, характерна творческая направленность деятельности и концентрация ее на общественно значимых целях [153]. Наличие этих моментов может приниматься в качестве критериев распознавания самоактуализирующихся личностей.

Понимая самоактуализацию как один из инициирующих факторов общественного развития и прогресса, Маслоу подчеркивал большое значение ее для оздоровления общества и его движения в гуманистическом направлении. Вместе с тем. Маслоу отмечал, что общество обладает значительным арсеналом противодействия самоактуализирующимся личностям. Одним из самых мощных препятствий для развития и деятельности само-актуализирующихся личностей Маслоу считал социальный контроль над идеями, мыслями, информацией и стремлениями людей.

Подчеркивая пагубность бессмысленных ограничений свободы людей, Маслоу отмечал, что для нормального развития человека он должен обладать внутренней и внешней свободой, ограничения которой опасны для психического здоровья людей.

Настаивая на безусловной необходимости соблюдения всех прав и свобод человека для нормального развития инднвидов и общества, Маслоу обращал внимание на необходимость самообретения и саморазвития внутренней свободы как естественной предпосылки реализации самоактуализации личности.

В целом персонологическая социология А. Маслоу, несмотря на наличие в ней ряда теоретических и методологических ошибок, оказала большое воздействие на развитие данной интеллектуальной традиции и усиление ее гуманистического потенциала.

Существенный импульс развитию персонологической социологии придал один из ведущих современных американских персонологов, основатель ненаправленной (индирективной), или «центрированной на клиенте», психотерапии, доктор философии, профессор Висконсинского университета Карл Роджерс (р. 1902).

Развивая идеи «гуманистической психологии», Роджерс сосредоточил внимание на разработке различных аспектов теории личности, которая непосредственно сопрягалась с его обширной психотерапевтической практикой.

Подвергнув критике методологию бихевиористского и фрейдистского толка за их односторонность, недостаточную достоверность и слабую философскую базу, Роджерс пришел к выводу о необходимости создания новой философской основы, в качестве которой он истолковал концепции и отдельные положения феноменологической и экзистенциальной философии, дополненные идеями современной психологии, психиатрии и критической персоналистики.

Ядром теории личности Роджерса стала концепция «Я», интерпретировавшая содержание, форму и функциональные особенности «Я», личности.

Согласно концепции Роджерса, жизнедеятельность человека и поведение его обеспечиваются по преимуществу двумя взаимодействующими системами регуляции: организмом и «Я». При этом предполагалось, что основными тенденциями организма являются: самосохранение, самоусиление и актуализация. Обладая данными тенденциями поведения, организм, по мысли Роджерса, не свободен в самостоятельном выборе их в различных ситуациях и в конечном счете может использовать только такие способы поведения, которые непосредственно согласуются с «Я» личности.





Комментарий к статье