Персонологическая социология

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Подчеркивая, что «внутренний мир индивида сильнее влияет на его поведение, чем внешние стимулы окружающей среды» [74. С. 222], Роджерс объяснял это особенностями формирования, содержания и функционирования «Я» личности.

Теория личности Роджерса трактовала формирование «Я» как процесс выделения особой области в поле жизненного опыта индивида, основывающейся на отношениях человека с миром, среди которых решающую роль играют системы восприятий, оценок и самооценок. Таким образом, в конечном счете, «Я» личности как достаточно стабильная и жесткая структура формируется во взаимодействии организма с окружающей средой и в общении личности с другими людьми.

Трактуя «Я» как объект «огромной важности в личном мире каждого индивида» [74. С. 216], Роджерс отмечал, что «Я» стремится к внутренней гармонии и обеспечивает се в той или иной мере и степени, отрицая или подавляя различные желания, чувства и мотивы, которые противоречат или не совпадают с представлениями личности о самой себе и системой ее непосредственных и опосредованных самооценок.

По Роджерсу, дисбаланс «Я», возникающий в силу действия внутренних или внешних причин (которые довольно часто выступают как дополнительные), деформирует «Я» и личность человека, повышает его уязвимость, усиливает чувства беспокойства и тревоги.

В результате действия данных факторов, «Я» личности, обладающее достаточно жесткой структурой, подвергает щадящему изменению всю неугодную информацию или вовсе отрицает ее. Но при этом сама негативная или патогенная информация не исчезает и «Я» личности ощущает необходимость изменения мнения о себе и формирования более адекватного образа.

При определенных условиях достаточно сильный тип «Я» личности способен выдержать и преодолеть этот внутренний конфликт и даже сформировать новый, более адекватный (а, следовательно, и более жизнестойкий) образ самого себя. Но эта перестройка дается «Я» личности достаточно тяжело и, как правило, влечет за собой некоторые негативные последствия. В большинстве случаев «Я» личности оказывается неспособно к перестройке такого рода, и тогда в нем нарастают процессы самоотчуждения и отчуждения личности от реальности, зачастую принимающие форму определенных психических расстройств.

По Роджерсу, в таких случаях необходимо вмешательство психотерапевта, который, используя центрированную на пациенте ненаправленную психотерапию, будет стремиться к перестройке структуры «Я» личности в плане придания ей необходимой гибкости и открытости по отношению к реальному жизненному опыту. При решении этих задач «Я» личности как бы заново обретает себя, т. е. приобретает новые необходимые жизнеспособные качества.

Концепция Роджерса предполагает при этом использование психотерапии особого типа — «гуманистической психотерапии», базирующейся на категорическом утверждении несомненной значительной ценности любой личности и создания для нее атмосферы безусловного положительного отношения [129. С. 285], атмосферы теплоты и доверия.

По Роджерсу, теплое отношение врача к пациенту постепенно трансформируется в теплое отношение пациента к самому себе, что выступает в качестве ведущего психотерапевтического фактора.

В целом персонологическая социология Роджерса получила большую популярность и в значительной мере содействовала осознанию современной ситуации и перспектив развития персоналистики и социологического психологизма путем создания новых теорий, непосредственно сопряженных с фундаментальными проблемами человеческого существования.

Содержание и анализ разновидностей современного социологического психологизма позволяют считать, что развитие его характеризуется наличием ряда устойчивых тенденций и признаков.

Прежде всего необходимо отметить, что практически все лидеры современного социологического психологизма довольно активно использовали идеи и концепции основоположников данного направления, хотя в ряде случаев они использовались в роли комплекса идей, которые предполагалось преодолеть. Интеллектуальное содержание этапа формирования основных идей и концепций социологического психологизма использовалось по преимуществу двояким образом: 1) как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и 2) как идеи, которые включались в качестве активного элемента в различные разновидности современного социологического психологизма.

Таким образом, главные разновидности современного социологического психологизма выступили в качестве преемника предшествующего этапа его развития.

Правильное понимание эволюции современного coциологического психологизма предполагает осознание того обстоятельства, что эта эволюция по преимуществу характеризуется не линейным, а параллельным и многомерным развитием.

Одним из важнейших следствий такого понимания данного процесса является признание его неоднородного, противоречивого и неравномерного характера.

В целом эволюция социологического психологизма на данном этапе его развития имела три «точки роста», которые можно интерпретировать как революции в его изменении в период утверждения и конституирования.

К этим трем революциям можно отнести возникновение бихевиористских, фрейдистских и персонологических ориентаций. Одним из важных следствий данных революций в развитии социологического психологизма явилось то, что его неоднородные главные разновидности принадлежат в конечном счете к какой-то одной из трех этих ориентаций, выступающих в роли своеобразных традиций социологического психологизма. Другим важным следствием этих революций было то, что в результате обусловленной ими четкой структурализации главных разновидностей современного социологического психологизма, его прогрессивное развитие осуществлялось в единстве и борьбе трех его наиболее существенных компонентов.

Важным моментом эволюции главных разновидностей социологического психологизма явилось то обстоятельство, что этот процесс осуществлялся одновременно на трех уровнях: теоретическом, прикладном и эмпирическом. Причем на каждом из этих уровней социологический психологизм получил определенные позитивные результаты, которые были использованы в различных областях теоретической и практической жизнедеятельности, в том числе и в психотерапии.

На данном этапе — этапе утверждения и конституирования социологического психологизма — он сумел существенно обогатить свой теоретический, методологический и мировоззренческий потенциал и создать целый арсенал новых методов исследования, значительная часть которых бесспорно имеет большое научное значение.

Развитие социологического психологизма на данном этапе отличалось также его оперативным взаимодействием с различными пограничными дисциплинами и ростом его влияния на всю сферу человековедения и западное общественное сознание.

Повышение удельного веса социологического психологизма наряду с уже отмеченными моментами в значительной мере обусловливалось усилением его гуманистических и критических компонентов, весьма активным использованием идей и теорий различных влиятельных социальных философий нашего времени — от прагматизма и экзистенциализма до марксизма включительно.

В целом этап утверждения и конетитуирования социологического психологизма характеризуется развитием социологического психологизма на собственной основе под определяющим воздействием психопраксических установок и комплекса бихевиористских, фрейдистских и персонологических ориентаций; утверждением и конституированием данного направления в качестве доминирующего направления западной социологии; усилением воздействия социологического психологизма на теоретическое и обыденное сознание; созданием собственного арсенала методов исследования и накоплением мощного потенциала дальнейшего развития.





Комментарий к статье