Человек встречается с внутренними и внешними препятствиями. Внутренние препятствия возникают тогда, когда у человека одновременно появляются два или несколько взаимно исключающих друг друга побуждений. Допустим, человеку хочется пойти в театр, но у него завтра экзамен, и наступающий вечер необходим для того, чтобы повторить материал. Решение вопроса заключается здесь в том, сумеет ли человек «приказать себе» поступить именно так, а не иначе. Трудности внешнего порядка характеризуются другими чертами: человек готов действовать в нужном направлении, но ему не дают этого сделать какие-то, не зависящие от него условия жизни.
Наличие двух видов препятствий отнюдь не говорит о том, что у человека имеются и два вида воли, которые помогают преодолевать эти препятствия. Преодоление любых препятствий требует от человека борьбы, проявления воли. Поэтому нет никаких оснований делить, как это делают некоторые ученые, волю на внутреннюю и внешнюю.
Характерной чертой волевого действия или поступка, как это вытекает из данного выше определения воли, является разумная целенаправленность. Совершая тот или иной поступок, человек всегда ясно сознает, понимает, чего он добивается (цель действия) и ради чего он хочет добиться этого (мотив действия).
Сознательная целенаправленность выделяет волевое действие как из среды инстинктивных, так и импульсивных действий. Невольное закрытие глаза, если перед ним махнуть чем-нибудь, не имеет ничего общего с волей, так как это действие совершается бессознательно, помимо намерений человека. В основе такого действия лежит безусловный рефлекс, тогда как воля — продукт деятельности коры мозга, высших его отделов.
То же можно сказать относительно импульсивных действий, совершаемых под влиянием аффективного возбуждения. Аффективные действия происходят при ослаблении тормозных функций коры мозга. Волевые же действия возникают в результате сложной деятельности коры больших полушарий мозга.
В обыденной речи понятию «волевое действие» придают широкий смысл. Под ним подразумевают такие действия, которые хотя и являются сознательно целенаправленными, но не требуют борьбы, преодоления особых препятствий. Примером действий этого типа является, скажем, удовлетворение человеком своего аппетита или жажды в условиях, когда пища и вода легко доступны. К волевым действиям относятся и те, которые требуют высокого напряжения воли и связаны с преодолением серьезных препятствий внешнего или внутреннего порядка. Примером таких волевых действий является поведение в фашистских застенках героев-краснодонцев по роману А. Фадеева «Молодая гвардия».
Легко видеть, что эти два типа волевых действий не могут рассматриваться как равнозначные. Поэтому первый из них мы будем называть произвольными действиями, второй — волевыми поступками. Следовательно, волевыми можно назвать лишь тех людей, которые способны на совершение волевых поступков. Отсюда и о воле в буквальном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда речь идет о серьезной борьбе, о преодолении подлинных трудностей.
Воля возникла и развилась в труде. Маркс говорит, что «кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, во все время труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил» (К. Маркс, Капитал, т. 1, Партиздат, 1937, стр. 171).
Возникнув в процессе трудового воздействия человека на природу, воля не сразу приобрела те развитые формы, в каких она проявляется у современных людей. Воля в период ее становления носила полу-инстинктивный характер. Лишь позднее, под влиянием исторического развития людей, воля выступила как определившееся качество личности.