X

Разработка теории и технологий психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям

Психика нормального человека без специальной подготовки к действиям в боевых условиях не способна выдержать воздействия боевых стресс-факторов. Г. Е. Шумков в самом начале XX в. предупреждал: «Чтобы победить в этой кровавой битве, одного «желания», «пыла», «дозы самоуверенности», «желания быть героем» и даже «умереть» в настоящее время мало». Он доказывал, что «помимо… технической подготовки», необходима подготовка «психологическая». Психологическая подготовка во многом состоит в том, чтобы «честно, откровенно, правдиво и деловито познакомить воинов с их будущей деятельностью и обстановкой. Они должны отчетливо осознавать, что война — не торжественная прогулка и даже не ряд возвышающих душу боев, а сплошные тяготы бивачной, походной, сторожевой службы, с их трудностями, лишениями, болезнями и потерями. Что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками и распущенными знаменами, а настойчивым измором врага… нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порою в крови» [275, с. 76].

Для того чтобы действовать с максимальной эффективностью, солдат должен адаптироваться к психологическому воздействию боевой обстановки.

Пожалуй, наиболее эффективным средством психологической подготовки военнослужащих к бою, повышения сопротивляемости солдата к травмирующему воздействию боевого стресса является методика «боевой адаптации», или «прививка боем». Боевая адаптация происходит в процессе тренировки солдата в условиях, максимально приближенных к боевым, и основана на специфических механизмах функционирования человеческого мозга. В ходе обработки информации и использования информации любое новое впечатление сопоставляется с хранящимся в памяти аналогичным переживанием, и на основе этого анализа намечается план будущих действий. В зависимости от схожести ситуаций в настоящем и прошлом человек выносит суждение и принимает решение. В случае если в памяти не содержится соответствующей «записи», человек вынужден действовать с «чистого листа». Природа боя такова, что только фактическое участие позволяет получить о нем представление. Такое представление позволяет получить методика боевой адаптации [147, с. 40, 41, 59].

Известный западный специалист по боевой подготовке Р. Ригг, подчеркивая особую важность создания у военнослужащих объективного представления о современном бое, отмечает, что солдаты должны научиться «жить среди отвратительного запаха смерти. Чтобы успешно воспроизвести боевую действительность, надо воздействовать на чувства. Солдат надо приучить к потерям, они должны видеть, как падают убитые и раненые, и усвоить, что сохранить жизнь и добиться успеха легче, сделав бросок на 50 м, чем укрывшись за большим камнем. Надо приучить солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти… чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал — стрелял, двигался, сражался»; …«лучшим памятником… погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности» [204, с. 16, 31].

Аналогичного принципа психологической подготовки войск придерживаются в армии Израиля. В наставлении по психологической подготовке одно из таких «полей сражения» описано следующим образом: «Деревня, вернее ее развалины, кругом валяются трупы «убитых», ощущается тошнотворный запах. Среди обломков мебели видна детская игрушка с оторванной ногой, на оконной раме болтается женский чулок. Всюду битая посуда. На пороге разрушенного дома лежит «труп» хозяйки с проломленным черепом, густо облепленный мухами. Из-под обломков торчат ноги хозяина. Все это хорошо дополняется смрадом пожара, имитируемого при помощи дымовых шашек» [цит. по: 105, с. 12—14]. В результате создания реалистичных «картин» поля боя, его вид перестает быть травмирующим для солдат.

В разных армиях мира для подготовки эффективных бойцов используют различные способы их предварительной адаптации к условиям боевой обстановки. Так, южноафриканских коммандос, вооруженных лишь стрелковым оружием, оставляют на двое суток на местности, поросшей кустарником, где они должны выжить в условиях иссушающей африканской жары и в окружении диких зверей. При подготовке российского спецназа в учебном бою вокруг головы спецназовца свистят пули, в непосредственной близости от него рвутся боевые снаряды и даже применяются средства химического поражения. Солдаты норвежской Королевской морской пехоты в полном обмундировании прыгают в полынью и самостоятельно выбираются из нее. Во время вьетнамской войны американских солдат усаживали перед экраном телевизоров и часами показывали ужасающие сцены насилия. Считалось, что воин, знакомый с видом человеческих страданий, будет не так шокирован видом реальных жестокостей… Частью подготовки кадетов морской пехоты США является недельное пребывание в травматологическом отделении крупного медицинского учреждения, где они привыкают к виду тяжелых ранений и внезапной смерти. Таким образом, будущие офицеры адаптируются не только к виду, но и к звукам и запахам, сопровождающим тяжелораненых, с которыми они неизбежно столкнутся в районе боевых действий… В процессе подготовки американских «морских львов» и «тюленей» их оставляют «замерзать» в ледяной морской воде. В Эквадоре инструкторы специальных подразделений в качестве пособий по анатомии человека используют трупы. Применение боевых патронов на учениях разных армий приучает солдат к звукам, которые сопровождают применение огнестрельного оружия в конкретной обстановке [147, с. 65, 107, 175].

С аналогичными целями используются и такие приемы, как длительное пребывание в темном помещении, тушение огня, прыжки с высоты, удары током небольшой силы, прицельная стрельба при близких разрывах гранат.

Эффективность подобных мероприятий психологической подготовки была доказана еще во время Русско-японской и Первой мировой войн. Г. Е. Шумков писал, что «…предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно, и рациональная борьба с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [280, с. 100].

Формируемая в процессе психологической подготовки военнослужащих субъективная картина предстоящих действий должна носить предельно конкретный характер, быть максимально «привязанной» к тем природно-географическим, погодно-климатическим, социально-политическим и боевым условиям, в которых будет осуществляться решение боевых задач. Солдат должен задолго до прибытия к месту боевых событий психологически адаптироваться к визуальным, аудиальным, кинестетическим элементам боевой обстановки, перестроить динамику своих биоритмов, привыкнуть к реальной физической нагрузке, характерной для современного боя, пройти процесс «врабатывания».

Учитывая эти рекомендации военной психологии, в ходе подготовки к проведению операции «Буря в пустыне» в 1991 г. с американскими сухопутными частями в США и Саудовской Аравии было проведено около 200 учений бригадного масштаба. Еще более серьезная боевая и психологическая подготовка осуществлялась в этот период с летным составом ВВС. На авиабазе Неллис (штат Невада) была создана обстановка, максимально приближенная к боевой. В частности, в этих целях имитировалась в натуральную величину вся территория Кувейта, был создан единый каталог целей (для этого использовались специалисты, строившие объекты в Кувейте и Ираке). К обучению летчиков привлекались их коллеги из Германии, освоившие МиГ-29, и французы — специалисты по самолетам «Мираж», так как эти типы самолетов составляли основу истребительной авиации Ирака. Интенсивность полетов в американских частях в Саудовской Аравии в декабре 1990 г. составляла около 3 000 вылетов в сутки и приближалась к той, которая ожидала летчиков в войне (4 500 вылетов в сутки) [50; 105]. Не менее тщательная и многоплановая подготовка предваряла ныне осуществляющуюся агрессию США в Ираке.

Наряду с методами «показа поля боя», привнесения в процесс боевой подготовки психологических элементов, схожих по своей структуре и содержанию с психологическими факторами боя, предварительной адаптацией к бою, в последнее время психологами разрабатываются специальные «психологические» методы психологической подготовки. Некоторые из них основаны на идео-моторном эффекте, при котором мысленное представление каких-либо действий сопровождается микродвижениями частей тела человека, позволяющими в определенной степени тренировать нужные движения. Такая тренировка давно используется для подготовки летчиков к полету, гимнастов, фехтовальщиков, стрелков и др.

На базе идеомоторного феномена С.Дудиным разработан метод словесно-образной психорегулирующей тренировки [61]. В ее процессе бойцы вводятся в легкий транс и им с помощью словесных формул, выстроенных по определенной схеме, рисуется полимодальная (зрительная, слуховая, ольфакторная — запаховая, эмоциональная, двигательная и т. п.) картина предстоящих действий по решению конкретной боевой задачи.

Аналогичный метод, называемый «Самогипноз-2», разработан зарубежными психологами. Он предполагает, что солдат мысленно представляет опасную ситуацию и себя, действующего отважно и решительно. Мозг запоминает этот сценарий как модель для будущих действий. Человеческий разум устроен таким образом, что его «файловая система» не способна отличить воображаемые события от произошедших в реальности. Следовательно, солдат, которого пугает артиллерийский огонь, может сделать себе профилактическую «прививку» против боевого стресса, представляя, как он успешно и хладнокровно справляется с боевой задачей под шквальным огнем противника [147, с. 70, 75 — 76].

Американские военные психологи выработали своеобразные законы психологической подготовки:

  1. солдат, который действует успешно в состоянии стресса в период учебы, будет успешно действовать и в бою;
  2. обучение, которое повышает самоуверенность солдата, готовит его к успешным действиям и в состоянии стресса;
  3. уровень общего развития не сказывается на поведении в стрессовой ситуации;
  4. физическое состояние, черты характера, оснащенность, подготовленность, опыт предопределяют успешность действий в стрессовой обстановке [252, с. 58].

Таблица 1

Методы психологической подготовки военнослужащих
Название группы методов Методы психологической подготовки
Когнитивные Психологическое просвещение. Макетирование поля предстоящего боя. Моделирование (имитация) действий противника в реальных пространственно-временных параметрах с последующим групповым обсуждением их сильных и слабых сторон.

Моделирование боевых событий с использованием тренажеров и компьютерных систем

Сенсорные Психотехники адаптации органов чувств к условиям предстоящих действий (например, темновая адаптация, снижение порогов слуховой чувствительности)
Аффективные Психотехники группового эмоционального заражения и мотивации (мобилизующие митинги; собрания-обещания; призывы; обращения; встречи с жертвами насилия противника и др.). Самоубеждение и самовнушение. Методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состояниями. Аутотренинг.

Активная и пассивная мышечная релаксация. Экспресс-методики психической саморегуляции. Сенсибилизация и десенсибилизация

Операциональные Идеомоторная тренировка. Тренажерные методики.

Тактико-специальные занятия с имитацией действий конкретного противника и психологических факторов боя

Комплексные Гетеротренинг.

Ситуативно-образная психорегулирующая тренировка. Социальное моделирование (моделирование инцидентов с местным населением). Трансовые методики и гипноз.

Психологические операции, поддерживающие боевые действия.

Расстановка личного состава с учетом:

  • психологической совместимости,
  • боевого опыта,
  •  динамики переживания страха.

Расстановка боевого актива

Фармакологические Применение фармакологических препаратов (психостимуляторов, актопротекторов, ноотропов, транквилизаторов и др.), поливитаминов, лекарственных травяных сборов и др.

Перечисленные научные наработки в отечественной и зарубежной военной психологии позволяют создавать современные методики психологической подготовки, рассчитанные на воспитание вдумчивых и сообразительных воинов, чья способность к адаптации сочеталась бы с высоким интеллектом и личной отвагой, готовностью к быстрому переключению от активных боевых действий к повседневной работе в условиях локального военного конфликта и решения миротворческих задач. В таблице 1 представлена совокупность методов психологической подготовки, имеющихся в распоряжении командиров и военных психологов.

admin:
Еще статьи