Дефицит информации и мыслительная работа

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Кроме наилучшего соотношения новых и старых сведений для усиления интереса необходима и некоторая нехватка информации. По словам Вольтера, «искусство быть скучным — это сказать все». Нехватка заполняется ассоциациями, основанными на личном опыте и воображении. Разумеется, дефицит информации не должен быть чересчур большим. Мера лаконизма создает ту сжатую энергию выражения, которая, как правило, усиливает эмоциональное воздействие.

Дефицит информации, заполненный точно наведенными ассоциациями — это и есть подтекст. Именно богатство подтекста отличает художественный лаконизм от обычной краткости.

В научной литературе подтекста в этом смысле не предполагается. Но слишком сжатое изложение требует напряженного внимания и утомляет. Потому желательна некоторая избыточность текста, некоторые повторения, объяснения, настолько подробные, чтобы не терялась нить рассуждения даже при не самом внимательном чтении. Стремиться нужно не к наибольшей информативности, а к наилучшей. Пропускная способность нервной системы не беспредельна; она зависит от ранее приобретенных знаний, навыка (тренировки) и психофизиологических характеристик восприятия.

Не количество слов определяет количество информации и интерес к ней. Писать так, чтобы «словам было тесно — мыслям просторно» — истина общеизвестная. Но если словам чересчур тесно, интерес может угаснуть. Активная мыслительная работа читателя должна быть в некоторой пропорции с «пассивно» воспринимаемыми сведениями. Если этой работы вовсе не требуется — плохо. Если требуется слишком много — тоже плохо. Читатель должен активно мыслить. Что-то он воспринимает явно, а что-то между строк. Интерес рождается знанием и активной мыслительной работой.





Комментарий к статье