Некоторые особенности эстетических чувств

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В восприятии художественных произведений непременно присутствует восхищение делом человеческих рук. Собственно «руки» здесь понятие условное. Восхищение вызывает все, что создано силой ума и таланта.

Как бы ни было красиво кружево, гобелен или картина, но когда узнают, что это фабричная машинная работа, восторги тускнеют. Подсознательное восхищение — искусный мастер сделал своими руками — придает художественно-эстетическому наслаждению тот эмоциональный тон, который отличает его от наслаждения, скажем, красотами природы.

Напомним слова В. И. Ленина о бетховенской «Аппассионате»: «Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди».

Не менее важно и то, что чувства, которые человек переживает при восприятии художественного произведения, носят несколько иную окраску, чем те, которые он испытывает в реальной действительности.

Сидя в кресле театра, человек может испытывать гнев, жалость, сострадание, печаль, презрение — те же чувства, что и в обычных жизненных ситуациях. Те же и вместе с тем не те. Существует легенда о ковбое, который на спектакле «Отелло» всадил из своего «кольта» целую обойму в подлеца Яго, за что был казнен. Похоронили их в одной могиле, и на памятнике высекли слова: «Лучшему актеру и лучшему зрителю».

В годы первой мировой войны на сцене петербургского суворинского театра шла шовинистическая пьеса «Позор Германии». Роль прусского офицера играл Н. Рыбников, и играл так хорошо, что какая-то воспылавшая гневом дама швырнула в него бинокль. Рыбников гордился полученным шрамом и считал его лучшей наградой за всю свою актерскую жизнь.

Даже если эти случаи достоверны, все равно это редчайшие исключения. Обычно «эстетическое» негодование отличается от истинного и не приводит к столь решительным поступкам, хотя вызванные художественными произведениями переживания бывают очень сильны. Но даже при сильнейшем субъективном переживании телесная реализация этих чувств — неполная. Возбуждение корковых структур достигает большой интенсивности, а подкорка возбуждается значительно слабее.





Комментарий к статье