Органы чувств и эстетика

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


«Каким образом случилось, что определенные цвета, звуки и формы доставляют удовольствие как человеку, так и низшим животным — другими словами, как возникло чувство красоты в его простейшей форме,— этого мы не знаем…» — писал Ч. Дарвин в «Происхождении видов». С тех пор положение не изменилось, и мы по-прежнему не знаем, как возникло чувство красоты в его простейшей форме, хотя об этом высказываются остроумные догадки.

Сегодня часто утверждают, что эстетическое восприятие непременно связано с органами зрения и слуха и не связано с органами вкуса, осязания и обоняния. Хотя выделение пяти органов чувств — осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения — восходит к Аристотелю и закреплено давней традицией, современная неврология внесла сюда некоторое уточнение.

Мышечно-суставное чувство не имеет обособленного анатомического органа, однако служит важнейшим инструментом ориентировки в окружающей среде. С помощью этого чувства человек даже с закрытыми глазами не только знает, в каком положении находятся его рука или нога, но воспринимает и расстояния, и глубину пространства.

Осязание представляет собой совокупность многих составляющих: дискриминационная чувствительность раздельно воспринимает два одновременных прикосновения К телу; чувство локализации позволяет точно определить место прикосновения; двумерно-пространственное чувство состоит в различении геометрической формы штрихового раздражения кожи (буквы, цифры, фигуры).

Все эти и другие виды кожной чувствительности вместе с мышечно-суставным чувством обусловливают обобщенную функцию — стереогноз, или способность распознавать предметы, не глядя, а лишь держа в руках. Именно стереогноз позволяет слепому наслаждаться скульптурой и даже самому стать ваятелем. Выходит, эстетическое восприятие связано не только со зрением и слухом.

Чем же объяснить, что все-таки чаще всего эстетические переживания сопровождают информацию, воспринятую ухом или глазом? Важнейшая веха в эволюции нервной системы — возникновение дистантных рецепторов. Дистантные рецепторы, то есть зрение и слух, ввели новый фактор в работу нервной системы — время. Контактные рецепторы обусловливали мгновенную реакцию организма при соприкосновении с раздражителем. А раздражитель, который находится на расстоянии, требует реакции, рассчитанной на какой-то срок, или предвосхищающей реакции. Это чрезвычайно усложнило работу мозга.

Большие полушария развивались как надстройка над органами зрения и слуха (отчасти обоняния) и явились как бы качественным скачком в развитии нервной системы. Совершенствование коры головного мозга в конечном счете и обусловило возможность эстетических переживаний, а эволюционная связь коры именно со слуховым и зрительным анализаторами создала иллюзию, что эстетические переживания связаны лишь со зрением и слухом. Когда читают стихи, напечатанные азбукой Брайля, то есть читают на ощупь, разве стихи не доставляют эстетического наслаждения? Психофизиологическая основа этого наслаждения — в высших отделах мозга.





Комментарий к статье